Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! (дата установки счетчика: 25 марта 2007 года)

Форум серии игр Call Of Duty

Объявление

Внимание!

Всем новобранцам, в обязательном порядке, следует ознакомиться с Уставом форума! Описанные в нем правила обязательны к исполнению всеми участниками Форума!

Вступайте в Сообщество игроков нашего форума! Заявки на вступление можно оставить тут!

Новости форума:
§Обновлены картинки погон для использования в подписи (10.12.07)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Танки СССР

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

В этой теме я напишу про те танки которые я нашёл :cool:

Отредактировано foxstrot (27-05-2008 18:32:10)

2

Год выпуска 1927
Всего произведено 950
Масса 5,32 т
Экипаж 2 человека

Габариты

Высота 2,12 м
Ширина 1,76 м
Длина 3,5 м
Вооружение
Пушечное 37-мм Hotchkiss (104 снаряда)
Пулеметное 2×6,5-мм Федорова (2016 патронов)

Бронирование / Наклон бронелистов

Лоб 16 мм
Борт 8 мм
Корма ? мм
Крыша ? мм
Днище ? мм

Ходовые характеристики

Двигатель Fiat
Мощность 35 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 16,4 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода по дороге — 120 км;
по бездорожью — 60 км
Давление на грунт 0,25 кг/см2

Описание

Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком, поставленном на крупносерийное производство на ленинградском заводе «Большевик» в конце 1928 года.

Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка КС. Его корпус и башня каркасные. Боевые листы устанавливались под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости и соединялись заклепками.

В левом лобовом листе башни размещалась 37-мм танковая пушка с плечевым упором, а в правом — спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова. Боекомплект состоял из 104 унитарных артиллерийских выстрелов и 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35° и по вертикали с углом возвышения +30° и снижения -8°. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие на цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке применялись смотровые щели. Для внешней связи использовались сигнальные флажки. Единственным оптическим прибором являлся перископ монокулярного типа, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя.

При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 63 патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров.

В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64°, а в вертикальной +30° и -8°. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.

МС-1 имел 4-цилиндровый карбюраторный однорядный танковый двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с, позволявший танку двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Он располагался поперечно в корпусе, благодаря чему габариты машины существенно уменьшались.

Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона (стальные диски которого работали в масле), 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).

В 1929 году МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 году переделали башню (ввели нишу в ее кормовой части), форсировали двигатель до 40 л.с, усовершенствовали ходовую часть. Новые модификации получили обозначение МС-2 и МС-3.

Осенью 1929 года 10 таких машин принимали участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции 7 из них вышли из строя по техническим причинам. В 1938 году во время боев у озера Хасан несколько машин установили в качестве стационарных огневых точек, также поступили и на западной границе перед началом Второй мировой войны.

Танк серийно выпускался до 1931 года. Всего было изготовлено 950 единиц.

3

Год выпуска 1930
Всего произведено ?
Масса 17,8 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 3,04 м
Ширина 2,81 м
Длина 6,5 м
Вооружение
Пушечное 45-мм образца 1930 г. (89 снарядов)
Пулеметное 4×7,62-мм ДТ (8000 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 22 мм
Борт 9 мм
Корма ? мм
Крыша ? мм
Днище ? мм
Ходовые характеристики
Двигатель M-6
Мощность 300 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 23 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас хода по дороге — 140 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт 0,46 кг/см2

Описание

2 ноября 1919 года в газете «Известия Народного комиссариата по военным делам» были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. По итогам конкурса первую премию присудили проекту десятитонного плавающего танка инженера Г. В. Кондратьева, проходившего под девизом «Теплоход типа AM». Постройку двух таких машин начал, но так и не завершил Ижорский завод. В отличие от сормовских собратьев, представлявших собой переделку французских «Рено FT17/18», танк Кондратьева был полностью оригинальной разработкой. На второй открытый конкурс, проводившийся в 1922 году, представили еще 7 проектов.

В 1923 году работу по систематизации имеющегося опыта проектирования танков возложили на Главное управление военной промышленности ВСНХ. Годом позже в системе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) создается Московское танковое бюро. В числе оригинальных разработок этого коллектива — проекты восемнадцатитонного танка ГУВП-1 и шестнадцатитонного ГУВП-2. Первый больше напоминал поставленную на гусеничный ход бронепоездную площадку с концевой башней. Всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, полностью исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе (считалось, что при прорыве неприятельской обороны основные цели, достойные трехдюймового снаряда, будут находиться впереди и на флангах). Круговой обстрел обеспечивался шестью пулеметами. Машина несла 13-мм броню, обслуживалась экипажем из 6 человек и по расчетам должна была передвигаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Компоновка ГУВП-2 явно была заимствована у французского танка 2С, однако носовая башня с 45-мм пушкой имела возможность кругового обстрела за исключением незначительного пространства, перекрываемого кормовой пулеметной башней. Особой оригинальностью отличалась подвеска, рассчитанная на скорость до 20 км/ч. На танк предполагалось установить 4 пулемета, максимальная толщина брони должна была составить 22 мм, экипаж — 5 человек.

24 октября 1925 года в мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания, фактически сворачивалось проектирование «позиционного» или «большого» (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании «маневренного» и «малого» танков. Последний под индексом Т-16 прошел генеральные испытания, а 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение танк Т-18 (МС-1).

В октябре 1928 года Т-18 модернизировали и танк получил обозначение Т-12. Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1. Е1. (мод. 1921-1925 гг.). Изначально Т-12 создавался под 45-мм длинноствольную пушку или 57-мм гаубицу и 3-х установок спаренных пулеметов системы Федорова. Все его вооружение размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.

Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С. Н. Махонин и начальник КБ И. Н. Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12.

На Т-24 поступил заказ в 300 танков, однако выпущено было 24 танка. На вооружение Т-24 не приняли, а произведенные единицы использовали как учебные танки.

4

Страна производитель СССР
Год выпуска 1931
Всего произведено 3328
Масса 2,7 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 1,44 м
Ширина 1,83 м
Длина 2,6 м
Вооружение
Пулеметное 7,62-мм ДТ (2520 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 10 мм
Борт 10 мм
Корма 10 мм
Крыша 6 мм
Днище 4 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ-АА
Мощность 40 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 42 км/ч;
Запас хода по дороге —110 км;
Давление на грунт ? кг/см2

Описание

Проект первой танкетки, названной «Щитоноска», был разработан в 1919 году инженером Максимовым. В машине, вооруженной одним станковым пулеметом, стрелок-водитель располагался в положении лежа.

Принятые в конце 20-х годов программные принципы постройки бронетехники предусматривали разработку и выпуск малого разведывательного танка (танкетки), предназначенной для совместных действий с танками Т-18, а также для разведки и связи.

В 1927—1930 годах КБ Всесоюзного Орудийно-Арсенального объединения (ВОАО) на базе танка Т-16 (предшественник танка МС-1) были спроектированы танкетки Т-17, Т-21, Т-23 и Т-25. Т-23 предусматривалась в двух вариантах — безбашенном и с башней кругового вращения. Спроектированная затем танкетка Т-25 являлась вариантом дальнейшего развития танкетки Т-17.

В 1930 году СССР закупил в Англии танкетки «Карден-Лойд» Мк VI (приблизительно 26 штук), которые в Советском Союзе получили обозначение 25-В (или К-25), а также лицензию на их крупносерийное производство. По плану, в течении 1930—31гг. должны были быть построены 290 танкеток, а в дальнейшем их выпуск должен был составлять по 400 штук в год.

Советские танкостроители не ограничились простым копированием английской машины. Перед началом крупносерийного выпуска инженеры КБ Завода № 37 (главный инженер Н. Козырев, ведущий инженер К. Сиркен) значительно переработали конструкцию танкетки. Были увеличены размеры корпуса, расширена колея, изменена ходовая часть.

Была сконструирована установка для пулемета и внесен еще целый ряд доработок и изменений. При внесении изменений в конструкцию учитывались взгляды Советских военных на ее боевое применение, географические и климатические условия.

В связи с тем, что конструкция танкетки заметно изменилась, ей было присвоено новое обозначение «Т-27», и она была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Танкетка выпускалась сразу на нескольких заводах.

Корпус танкетки состоял из броневых катаных листов, соединявшихся заклепками и частично электросваркой. Для посадки экипажа на крыше имелось два прямоугольных люка, закрываемых изнутри крышками. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, расположенные в верхнем лобовом и бортовых листах корпуса. Листы корпуса, по высоте до 400 мм от днища, соединялись с применением холщовых прокладок, чем обеспечивалась водонепроницаемость корпуса машины при преодолении брода. Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ образца 1929 года. 28 магазинов для пулемета располагались на стеллажах, установленных в патронных коробках, и подавались для заряжания специальным тросовым механизмом.

В начальный период насыщения войск бронетехникой танкетки Т-27 сыграли большую роль, которая в дальнейшем уменьшилась из-за ее технических недостатков, а также в связи с принятием на вооружение более совершенных образцов боевых машин. На 1 января 1937 года в войсках насчитывалось 2547 танкеток Т-27.

В начале 30-х годов танкетки весьма успешно применялась в Средней Азии (пустыня Каракум, Гурьевская область) в борьбе с «басмачами». В конце 30-х годов танкетки вывели с первой линии и использовали главным образом для подготовки танкистов. После небольшой переделки, Т-27 стали использовать в качестве тягачей для пушек калибров 37 × 45 мм.

На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2157 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Второй Мировой войны.

Военные старались расширить тактические возможности танкетки. На ее базе в 1931 году были созданы малые самоходно-артиллерийские установки (САУ), вооруженные 37-мм пушками Гочкиса.

В 1932 году в опытном порядке на танкетку в место пулемета была установлена огнеметная установка, в которой огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха. Дальность огнеметания составляла 25 метров. Модель испытывали в 1932 году, а в 1935 году была выпущена серия из 164 огнеметных танкеток.

В течение 1933—1934 годов специальное конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» спроектировало самоходную установку с 76-мм пушкой КТ года на базе танкетки Т-27. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчет перевозился на другой.

В 1933 году была разработана и изготовлена САУ с 76-мм динамореактивной (безоткатной) пушкой Курчевского. В этой установке все части, кроме сопла и лотка, были закрыты броней. Полигонные испытания она выдержала и была допущена к войсковым, но последние дали отрицательные результаты, так как пушка имела плохие баллистические качества, сильно демаскировала себя во время стрельбы и была небезопасна в обращении.

Кроме того, КБ Гроховского разработало проект вооружения танкетки Т-27 двумя неуправляемыми реактивными снарядами. Снаряды крепились по бортам корпуса, пуск осуществлялся изнутри боевого отделения.

Несколько танкеток герметизировали и оснастили комплектом приборов для преодоления водных преград под водой.

В 1935 году на военных маневрах демонстрировалось транспортирование по воздуху танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-1 и ТБ-3.

5

Легкий танк Т-26

Страна производитель СССР
Год выпуска 1931
Всего произведено 12000
Масса 10,3 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,41 м
Ширина 2,44 м
Длина 4,62 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1932 г. (165 снарядов)
Пулеметное 7,62-мм ДТ (3654 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 16 мм
Борт 16 мм
Корма 16 мм
Крыша 11 мм
Днище 10 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ Т-26
Мощность 97 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 37 км/ч;
по бездорожью — 24 км/ч
Запас хода по дороге — 225 км;
по бездорожью — 150 км
Давление на грунт 0,65 кг/см2

Описание

13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк Vickers Е под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. Главным производителем танков должен был стать Сталинградский тракторный завод, ежегодно предполагали выпускать по 13800 танков этого типа! Однако к тому времени СТЗ еще не был введен в строй, поэтому заказ временно разместили на заводе «Большевик» в Ленинграде. Вскоре танковое отделение завода выделилось в самостоятельный Завод № 174 им. К. Е. Ворошилова. На этом заводе построили 12000 танков Т-26.

Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года.

В 1931—1941 годах появилось 23 модификации данного танка и три модификации двигателя, причем, несмотря на все доработки, мощность мотора возросла с 90 л. с. до 97 л. с. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде.

На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 × 1932 годов; однобашенные с цилиндрической башней — как танки образца 1933—1937 годов, а однобашенные с конической башней — как танки образца 1938 × 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°.

Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года, которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года.

В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932—38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков.

В 1939 году появилась очередная модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней.

Уже в 1933 году завод «Красный Пролетарий» разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект — П-Т-26 — так и остался на бумаге. Затем последовал проект «артиллерийского» танка — Т-26А или Т-26—4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм.

6

Средний танк Т-28

Страна производитель СССР
Год выпуска 1931
Всего произведено 523
Масса 27,8 т
Экипаж 6 человек
Габариты
Высота 2,82 м
Ширина 2,81 м
Длина 7,44 м
Вооружение
Пушечное 76-мм КТ-28 (70 снарядов)
Пулеметное 4×7,62-мм ДТ (1512 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 30 мм
Борт 30 мм
Корма 20 мм
Крыша 15 мм
Днище 15 мм
Ходовые характеристики
Двигатель М-17Т
Мощность 500 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 45 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч
Запас хода по дороге — 220 км;
по бездорожью — 160 км
Давление на грунт 0,72 кг/см2

Описание

К проектированию трехбашеного среднего танка приступил в 1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н. В. Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 года освоение серийного производства танка Т-28 было поручено заводу «Красный Путиловец» (с 1934 года — «Кировский завод») в связи с загруженностью завода № 174 программой производства легких танков Т-26. Первое знакомство путиловцев с проектом состоялось 30 октября 1932 года; вскоре на завод поступил и первый опытный образец.

В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена 45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях — еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности, применением новейших технических новшеств. Так, для поворота массивной главной башни использовался электропривод, а для удобства работы экипажа в башне устанавливался подвесной полик. Своеобразная конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании опытных образцов выявилось большое количество недоработок, как в ходовой части, так и в силовой установке.

Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О. М. Иванов. Первым же начальником бюро по танку Т-28 был Н. Ф. Комарчев, которого в 1933 году сменил А. Г. Ефимов. Для оказания помощи при организации серийного производства на «Красный Путиловец» был направлен начальник ОКМО Н. В. Барыков. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА.

Серийный Т-28 значительно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20—30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопотоков к вентилятору.

76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927—1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной.

В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°.

Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на танк начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.

Танки Т-28 вместе с Т-35 поступали на вооружение танковых полков РГК, которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. В каждой бригаде насчитывалось по 54 машины Т-28. К концу 1928 года в составе автобронетанковых войск РККА имелись четыре тяжелые танковые бригады. Две из них: 10-я и 20-я приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939—1940 годов.

На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Данный вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).

С 1939 года по приказу К. Е. Ворошилова, на всех танках стала обязательной установка кормового пулемета. На машинах, выпущенных после 1938 года, устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, имевшая не поручневую, а штыревую антенну. Наконец, в 1940 году была выпущена партия танков (по разным данным до 12 штук) с коническими главными башнями, аналогичными башням танка Т-35 последней серии.

В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Дальнейшее увеличение толщины броневых листов заводило многобашенную компоновку в тупик — возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем, количество и расположение башен у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем.

7

Тяжелый танк Т-35

Страна производитель СССР
Год выпуска 1932
Всего произведено 63
Масса 45 т
Экипаж 11 человек
Габариты
Высота 3,43 м
Ширина 3,2 м
Длина 9,72 м
Вооружение
Пушечное 76-мм КТ-28 (96 снарядов);
2×45-мм 20К (220 снарядов)
Пулеметное 6×7,62-мм ДТ (10080 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 30 мм
Борт 20 мм
Корма 20 мм
Крыша 14 мм
Днище 14 мм
Ходовые характеристики
Двигатель М-17М
Мощность 500 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 30 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч
Запас хода по дороге — 150 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт 0,78 кг/см2

Описание

Работы по созданию тяжелых танков начались в СССР в декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации (УММ) РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) (тюремного КБ в котором трудились арестованные конструкторы) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35. 28 февраля 1932 года заместитель начальника УММ РККА Г. Г. Бокис докладывал М. Н. Тухачевскому:

«Работы по Т-35 идут ударными темпами, и срыва сроков окончания работ не намечается».

При проектировании Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Grosstractor» на полигоне под Казанью и развединформация комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35—1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Independent» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году.

В главной башне Т-35—1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса (курсовой).

Ходовая часть машины, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Grosstractor» фирмы «Krupp». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на «Grosstractor».

Моторно-трансмиссионную группу Т-35—1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения машины массой 38 тонн чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний осенью 1932 года, выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35—1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. На нем КБ Н. В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35—2. По личному указанию И. В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35—2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Сборку Т-35—2 завершили в апреле 1933 года. 1 мая он прошел во главе парада по площади Урицкого (Дворцовая площадь) в Ленинграде, а Т-35—1 в это время высекал искры из брусчатки Красной площади в Москве.

Параллельно со сборкой Т-35—2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35—2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 было передано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35—2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Проект последнего значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса и т. д. По существу это была уже новая машина, что вызвало ряд трудностей при ее изготовлении.

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет. Т-35 был для своего времени грандиозен не только по размерам, но и по финансовым затратам на его разработку, и трудоемкости на строительство и эксплуатацию. Это обстоятельство, отчасти, и повлияло на то, что в серию не пошла ни одна его дальнейшая модификация.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932—39 гг. было изготовлено 63 танка Т-35.

Состав и размещение вооружения Т-35 оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка.

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35, 27 — в уже упомянутой танковой бригаде, 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС), 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке, 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани, 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве, 1 — в Орловской бронетанковой школе, 1 — на ЛБТКУКС (Т-35—1), 1 — в Ленинградской школе танковых техников, 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной наводки) и 5 — на ХПЗ.

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов В отношении Т-35 мнения разделились Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой.

21 июня 1941 года в 00:00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу, танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны.

8

красавцы конечно, но очень старые, если б вживую на них поглядеть тогда да я пониваю это вещЧ

9

Легкий танк БТ-7

Год выпуска 1936
Всего произведено 4613
Масса 13,8 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,42 м
Ширина 2,29 м
Длина 5,66 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1934 г. (132 снаряда)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (2394 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 22 мм
Борт 13 мм / 90°
Корма 13 мм / 32°
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель М-17Т
Мощность 400 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость на гусеницах — 73 км/ч;
на колёсах — 93 км/ч
Запас хода на гусеницах — 375 км;
на колёсах — 500 км
Давление на грунт 0,75 кг/см2

Описание

БТ-7 — разработан на базе колёсно-гусеничого танка М.1931 американского конструктора У. Кристи. Американский танк был куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором.

Форма корпусов танков БТ была проста и рациональна. Ни один танк мира того времени, включая и танки, производимые для армии США, не имели такой формы брони. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 — прямой потомок БТ. Форма его корпуса — это дальнейшее развитие идей великого американского танкового конструктора. После Т-34 принцип наклонного расположения лобовых броневых листов был использован на германской «Пантере», а потом и на всех остальных танках мира. В 30-е годы практически все танки мира выпускались по схеме: двигатель — на корме, трансмиссия — в носовой части. БТ был исключением: двигатель и трансмиссия — на корме. Через 25 лет весь мир поймет преимущество компоновки БТ.

Танки БТ постоянно совершенствовались. Их запас хода был доведен до 700 км. Через 50 лет — это все еще мечта для большинства танкистов. В 1936 году серийные танки БТ форсировали по дну почти под водой глубокие реки. В конце XX века не все танки вероятных противников Советского Союза имеют такую способность. В 1938 году на танках БТ начали устанавливать дизельные двигатели. Остальной мир начнет это делать через 10-20 лет. Наконец, танки БТ имели мощное по тем временам вооружение.

Танки БТ-7 широко использовались в боях на всех фронтах, вплоть до августа 1945 года при разгроме Квантунской армии.

10

Год выпуска 1938
Всего произведено 787
Масса 14,65 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,42 м
Ширина 2,29 м
Длина 5,66 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1934 г. (188 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (2394 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 30 мм
Борт 13 мм / 90°
Корма 13 мм / 32°
Крыша 10 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2
Мощность 500 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость на гусеницах — 73 км/ч;
на колёсах — 93 км/ч
Запас хода на гусеницах — 600 км;
на колёсах — 700 км
Давление на грунт 0,78 кг/см2

Описание

Дальнейшее развитие танков серии БТ, в частности БТ-7.

С декабря 1938 года начался выпуск танка БТ-7М, внешне почти неотличимого от БТ-7. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра.

Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива, отказаться от дополнительных топливных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до 1940 года, некоторое время параллельно с Т-34. В войсках НКВД числилось 163 танка БТ-7М.

Отредактировано foxstrot (29-05-2008 17:42:41)

11

Легкий плавающий танк Т-40

Страна производитель СССР
Год выпуска 1939
Всего произведено 709
Масса 5,5 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 1,91 м
Ширина 2,33 м
Длина 4,11 м
Вооружение
Пулеметное 12,7-мм ДШК (500 патронов);
7,62-мм ДТ (2016 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 14 мм
Борт 13 мм
Корма 13 мм
Крыша 6 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ-11-202
Мощность 35 л.с.
Тип двигателя карбюраторный
Скорость по дороге — 44 км/ч;
по бездорожью — 26 км/ч;
по воде — 6,5 км/ч
Запас хода 308 км
Давление на грунт 0,46 кг/см2

Описание

Лучший советский плавающий танк времен Второй Мировой воины. Разработан в 1939 г. и предназначался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38. Корпус танка изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой.

Устойчивость танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. В нижней части кормы корпуса находилась ниша для установки гребного винта и двух водоходных рулей. Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево.

С октября 1940 по 1941 было год изготовлено 709 единиц. К середине 1942 года в ходе боевых действий эти танки были почти полностью потеряны, так как эти танки были созданы не для обороны, а для молниеносных маневров в глубину территории противника.

Официально считалось, что до 22 июня 1941 года было выпущено 222 танка Т-40 («Красная звезда». 22 июня 1996 г.). Теперь, имея в руках «Статистический сборник No 1», мы можем эти цифры уточнить. 222 Т-40 — это то, что было в войсках на 31 мая. Но заводы работали и отгружали новую продукцию. До 21 июня в войска было направлено еще 27 танков Т-40. Справочник (С. 234) позволяет даже узнать, когда и куда эти танки отправляли: 31 мая отгружено 10 Т-40 на станцию Новоград-Волынский, 12 июня — 17 Т-40 на станцию Броды.

Кроме того, заводом No 37 до 21 июня выпущены, военной приемкой приняты, но пока в войска не отправлены еще 28 танков Т-40.

Всего на 21 июня 1941 года танков Т-40 было построено 277.

На базе танка Т-40 было изготовлено небольшое количество ракетных пусковых установок БМ-8—24, которые использовались до конца войны.

В качестве учебных, отдельные машины использовались до 1946 г.

12

Тяжелый танк КВ-1

Страна производитель СССР
Год выпуска 1939
Всего произведено 3117
Масса 47 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,71 м
Ширина 3,32 м
Длина 6,9 м
Вооружение
Пушечное 76,2-мм Ф-34 (135 снарядов)
Пулеметное 3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 110 мм
Борт 90 мм
Корма 75 мм
Крыша 40 мм
Днище 30 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2К
Мощность 600 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость по дороге — 35 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч
Запас хода по дороге — 335 км;
по бездорожью — 250 км
Давление на грунт 0,75 кг/см2

Описание

C декабря 1938 года на заседании Главного Военного Совета рассматривался проект танка СМК и танка Т-100, которые были утверждены для изготовления в двухбашенном варианте. Предполагалось построить для испытаний два прототипа. Но присутствующие на заседании начальник СКБ-2 Ж. Я. Котин и директор Кировского завода И. М. Зальцман предложили построить вместо второго экземпляра СМК однобашенный тяжелый танк. Надо заметить, что в те годы, военные и конструкторы вели спор о концепции тяжелого и среднего танков.

Окончательное утверждение проекта однобашенного танка и разрешение на постройку было утверждено решением Комитета Обороны СНК СССР за № 45сс от 27 февраля 1939 г.

К проектированию нового танка, названого КВ (Клим Ворошилов), Кировский завод приступил 1 февраля 1939 года, еще до его утверждения. За основу брался все тот же СМК.

9 апреля был одобрен технический макет, а 1 сентября 1939 года танк был собран и опробован пробегом.

КВ позаимствовал от СМК схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии. На танк поставили дизель В-2. Пришлось отказаться от пулемета ДТ, так как в виду установки в башне двух орудий, для него не осталось там места. На КВ стояло два орудия: 76-мм и 45-мм.

5 сентября танк отправили в Москву, где 23 сентября он был показан правительству. 8 октября машина вернулась в Ленинград и была отправлена на испытания. Однако с началом советско-финской войны, танк с испытаний был снят, и в составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, вместе и СМК и Т-100, был отправлен на фронт, где отлично себя показал. По прибытию на фронт, с танка была демонтирована 45-мм пушка, которая стесняла работу экипажа. 19 декабря 1939 года Молотов подписал Постановление КО СССР № 443сс, согласно которому танк КВ был принят на вооружение РККА.

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941 году КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом неуязвимым для противника. Это подтверждается несколькими фактами, когда одиночные КВ в течении суток сдерживали продвижение целых танковых армий. Так единственный КВ-1, заняв позицию на шоссе у города Остров, целые сутки сдерживал продвижение немцев к Ленинграду. За эти сутки КВ уничтожил 7 немецких танков, батарею противотанковых пушек, одну 88-мм пушку с расчетом и несколько грузовиков и бронетранспортеров.

Вплоть до начала 1943 года, до появления танка «Tiger», не было танков способных противостоять КВ-1.

13

Легкий танк Т-50

Страна производитель СССР
Год выпуска 1939
Всего произведено 245
Масса 14 т
Экипаж 4 человека
Габариты
Высота 2,16 м
Ширина 2,47 м
Длина 5,2 м
Вооружение
Пушечное 45-мм 20К образца 1938 г. (150 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (4000 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 37 мм
Борт 37 мм
Корма 37 мм
Крыша 20 мм
Днище 20 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-4
Мощность 300 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость по дороге — 65 км/ч;
по бездорожью — 35 км/ч
Запас хода по дороге — 340 км;
Давление на грунт 0,57 кг/см2

Описание

Двум Ленинградским заводам — Кировскому и имени Ворошилова (№ 174) поступил заказ срочно создать танк весом около 14 тонн, вооруженный 45-мм пушкой и защищенный противоснарядной броней умеренной толщины.

В 1939 году на Кировском заводе № 185 бригадой конструкторов под руководством Г. Н. Москвина началось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940 году этот танк — «Объект 126» (или Т-126СП, как его чаще называют) — был построен и прошел испытания.

Его корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 37 мм, днище и крыша имели толщину 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40—57 градусов.

В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею танковый пулемет ДТ образца 1929 года. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке располагался пулемет ДТ. На танке устанавливали шестицилиндровый дизель В-4 (половина В-2).

«Объект 126» по своей броневой защите и огневой мощи превосходил легкие и большинство средних танков СССР и других стран того времени. Для танка сопровождения пехоты скорость в 35 км/ч была вполне достаточной, к недостаткам же машины можно было отнести стесненность рабочих мест четырех членов экипажа.

Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка лобовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме того, не обрезиненные опорные катки были заменены обрезиненными облегченными. В таком виде «Объект 126» поступил на Ленинградский машиностроительный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова.

Здесь на его основе, под руководством ведущего конструктора Л. С. Троянова, разработали и в январе 1941 года построили свой вариант легкого танка. Оба танка прошли совместные испытания и по их результатам, 12 февраля 1941 года, новый образец был принят на вооружение под обозначением Т-50.

Танк предназначался для замены в войсках танков Т-26. Предполагалось создание двух машин: основной танк Т-50 с 57-мм пушкой и танк поддержки Т-50 (иногда называется как Т-52) с 76-мм пушкой с горной баллистикой обр. 1937/38.

Проведенные НИИ-48 испытания показали, что броня Т-50 не пробивалась бронебойными снарядами из 76-мм пушки образца 1939 года с дистанции 400 м со всех курсовых углов. Кроме того, танк был подвергнут обстрелу из немецкой противотанковой пушки PaK 40, но пробит не был.

По своей конструкции и внешнему виду он мало чем отличался от «Объекта 126». Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и располагались под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал. Исполненный на высоком техническом уровне и при сравнительно небольшой массе 13,5 тонн, Т-50 имел на корпусе и башне 37-мм броню.

Башня конической формы имела командирскую башенку с шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Вооружение осталось без изменений.

На танке применялась индивидуальная торсионная подвеска катков с внутренней амортизацией. Дизель В-4 мощностью 300 л. с. обеспечивал высокую удельную мощность — 21 л. с./т. Среднее давление на грунт низкое — 0,57 кг/см2, максимальная скорость — 60 км/ч, запас хода по шоссе составил 340 км. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования и наряду с этим увеличения мощности двигателя удалось добиться существенного прироста скорости движения.

О боевой судьбе танков T-50 известно очень мало. Боевые машины, изготовленные в Ленинграде, находились на вооружении одной из танковых бригад, действовавшей на Карельском перешейке. Часть из них была захвачена финнами, где эти танки использовались до конца войны.

Т-50 был хорошо вооружен и бронирован. Его скорость и поворотливость на всех типах грунта превышала таковые показатели у Т-34. Кроме того, плавность хода и обзор были выше.

В начале 1942 года попытались наладить выпуск упрощенных Т-50, но отказались, выпустив 69 машин, после этого Т-50 был окончательно снят с производства.

14

Средний танк Т-34

Год выпуска 1940
Всего произведено 34780
Масса 26,3 т
Экипаж 4 человека
Габариты
Высота 2,4 м
Ширина 3 м
Длина 5,92 м
Вооружение
Пушечное 76,2-мм Л-11 (77 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (3906 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 45 мм / 30°
Борт 45 мм / 45°
Корма 45 мм / 45°
Крыша 20 мм
Днище 20 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2
Мощность 500 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость по дороге — 55 км/ч;
по бездорожью — 38 км/ч
Запас хода по дороге — 400 км;
по бездорожью — 225 км
Давление на грунт 0,64 кг/см2

Описание

18 июля 1936 г. началась война в Испании. По просьбе революционного правительства Советский Союз направил ему в помощь военных советников и добровольцев (летчиков, танкистов, моряков), а также оружие и другие материалы. Было отправлено 362 танка БТ-5 и Т-26. Мятежникам оказывали помощь Германия и Италия. Первая послала в Испанию свои танки Pz.I и Pz.II, вторая — танкетки — CV3/35.

Советские танки продемонстрировали полное превосходство над танками врага. Но и те, и другие были слабо бронированы, и несли неоправданно большие потери от огня 25-, 37-, 40-мм противотанковых пушек.

Высшее руководство СССР приказало разработать танк с более сильным бронированием, мощным вооружением и менее пожароопасным двигателем.

Разрабатываемый колесно-гусенечный танк получил заводской индекс А-20. Параллельно разрабатывался чисто гусеничный танк А-32. По сравнению с БТ-7 танк А-20 имел более толстую броню и, что особенно важно, лучшую конструкцию корпуса, разработанную М. И. Таршиновым. Броневые листы устанавливались с большими углами наклона, что значительно повысило их снарядостойкость. На А-32 планировалось установить 76,2-мм пушку и усилить бронирование. Оба танка хотели оснастить дизелем.

В сентябре 1939 года танки А-20 и А-32 (Т-32) прошли государственные испытания на полигоне под Москвой, где с наибольшим успехом испытания прошел танк Т-32. Ворошилов заявил, что именно такая машина нужна Красной Армии, но предложил усилить бронирование Т-32.

По результатам испытаний ГАБТУ уточнило тактико-технические характеристики нового танка, получившего обозначение Т-34. 19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства было решено изготовить два образца, вооруженных 76,2-мм пушкой и защищенных 45-мм броней. Тем же постановлением были приняты в производство тяжелый танк КВ и легкий Т-40. Выпуск Т-34 в 1940 году предусматривалось развернуть на ХПЗ и на Сталинградском тракторном заводе.

Кошкин был не единственным создателем этого танка и отнюдь не главным.

Номер завода-создателя : № 185 ОПЫТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ЗАВОД им. С. М. Кирова в ЛЕНИНГРАДЕ.

Т-34 разработан коллективом под руководством Николая Всеволодовича Барыкова. Над Т-34 также работали Н. И. Груздев, Калоев А. В., Воробьев А. И., Гусев Н. Н., Мишин, Александрович М. и др.

В частности старший (не главный) конструктор Калоев А. В. был руководителем исследовательской группы в задачи которой входило испытание новых образцов танков, исследование и определение оптимальных параметров агрегатов и, наконец, ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ ТИПОВ ТАНКОВ. Его монография «Тактика современных танковых войск и обоснование новых типов танков и их свойства» — это НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ подход производства современных (для тех лет) танков. Вместо создания 26 типов танков (ПП, НПП, ДД, КТ… ПП — поддержка пехоты, КТ — Кавалерийские танки), предложено всего 3 типа:
Танк легкого бронирования
Танк среднего бронирования
Танк тяжелого бронирования.

Завод 185 разрабатывал все ТРИ ТИПА, но первым был выпущен танк СРЕДНЕГО БРОНИРОВАНИЯ Т-34 и ПЕРЕДАН в 1939—40 г. заводу № 183 для организации серийного производства.

Вот так завод 183 Морозова стал , якобы «создателем» танка. Эта версия появилась в книге В. Д. Мостовенко «ТАНКИ» (Воениздат, Москва, 1958г.) стр. 107.

31 марта 1940 было принято постановление о серийном производстве Т-34 на ХПЗ, не дожидаясь конструктивной доводки и устранения недоработок.

Потом танки вновь подвергли тщательным ходовым и другим испытаниям, обстрелу из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года — причем почти в упор. Ни один снаряд брони не пробил, но один заклинил башню, попав между нею и корпусом. Конструкторы учли это и изменили конфигурацию башни.

В июне вместе с машинами других образцов Т-34 был направлен на Карельский перешеек. Там на бывших финских противотанковых препятствиях танк еще раз продемонстрировал свои великолепные качества. Было там и такое препятствие: в бывшем когда-то лесу остались примерно метровые пни от спиленных могучих сосен. За этим участком находился ров, по дну которого с наклоном были установлены древесные стволы. Водитель-испытатель Н. Ф. Носик, разогнав Т-34, повалил пни в сторону рва, преодолел его и вышел на противоположную сторону.

Командование танковых войск ОКХ:

«Т-34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем наши Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62 см орудия превосходит наши 5 cm KwK и 7,5 cm KwK40. Удачное расположение наклонных бронелистов увеличивает вероятность рикошета».

«Борьба с Т-34 нашей пушкой 5 cm KwK возможна только на коротких дистанциях стрельбой в бок или корму танка. Здесь также необходимо стрелять так, чтобы снаряд был перпендикулярен поверхности брони».

15

Тяжелый танк КВ-2

Страна производитель СССР
Год выпуска 1940
Всего произведено 334
Масса 52 т
Экипаж 6 человек
Габариты
Высота 2,35 м
Ширина 3,35 м
Длина 6,67 м
Вооружение
Пушечное 152-мм М-10 (36 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (3078 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 110 мм
Борт 75 мм
Корма 75 мм
Крыша 35 мм
Днище 35 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2К
Мощность 600 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость по дороге — 35 км/ч;
по бездорожью — 26 км/ч
Запас хода по дороге — 250 км;
по бездорожью — 160 км
Давление на грунт 0,8 кг/см2

Описание
19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР № 443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это время опытный образец танка КВ-1 проходил войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне. В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями.

По требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые 4 машины из установочной партии КВ, должны были быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены инженеры артиллерийского КБ Кировского завода. На разработку проекта было отведено несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16—17 часов сутки. За две недели проект был готов. По первоначальному проекту предусматривалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу обр. 30 года.

В дальнейшем от этой артсистемы отказались в пользу гаубицы М-10 обр. 1938/40 года. Для установки такой громоздкой артсистемы потребовалось разработать новую башню. По выданным артиллеристами размерам такая башня была спроектирована инженерами СКБ-2, причем погон большой башни, был равен погону стандартной (малой) башни КВ. Эта новая, огромных размеров башня с гаубицей М-10 получила название МТ-1. В начале 1941 года танки стали называть КВ-2.

Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке, вместо малой башни. Уже 10 февраля в заводском тире были проведены первые стрельбы. Не имея опыта установки на танк артсистем такого класса, конструкторы оснастили ствол пушки крышкой, предохраняющей ствол от попадания в него пуль и осколков.

Эта крышка должна была при выстреле автоматически открываться, а потом закрываться. Однако после первого же выстрела крышку сорвало, и в дальнейшем от нее отказались. 17 февраля два первых танка с установкой МТ-1 убыли на фронт.

По результатам войсковых испытаний танк КВ-2 в 1940 году был принят на вооружение РККА и запущен в серийное производство. В серии, конструкцию башни немного видоизменили. У новой башни закруглили боковые стенки, установили другую маску пушки и изменили заднюю часть, оставив в ней большую дверь и пулемет ДТ.

Укороченная гаубица М-10 посылала 52 кг снаряды с начальной скоростью 436 м/с. Для стрельбы применялись только фугасные снаряды с уменьшенными зарядами. Допускалось применение морского полубронебойного снаряда, но он применялся только во флоте и на складах РККА отсутствовал. Боезапас танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, размещенных главным образом в башенной нише. В боекомплект входили также 3087 патронов к 2 пулеметам ДТ.

По сравнению с КВ-1, экипаж КВ-2 увеличили на одного человека. Экипаж состоял из командира танка, командира орудия, помощника, наводчика, механника-водителя и стрелка-радиста. Выпуск КВ-2 продолжался до октября 1941 года. Всего было выпущено 334 танка КВ-2.

Кроме 152-мм гаубицы танк пробовали вооружить длинноствольными орудиями. Одна из таких попыток была предпринята в мае 1941 года. В башню танка установили 107-мм орудие ЗИС-6, первоначально разработанное для установки в танки КВ-3 и КВ-5. До середины июня танк с ЗИС-6 проходил заводские испытания, потом был отправлен на АНИОП. Танк этих испытаний не выдержал.

Кроме ЗИС-6, на танк КВ-2 в опытном порядке устанавливалось 85-мм орудие Ф-39. По решению НКО, в марте прошли испытания этого орудия в танке КВ-2.

Для немцев танки КВ оказались страшным шоком.

КВ-2 из 2-й танковой дивизии в одиночку в течение суток сдерживал продвижение отдельных частей 6-й немецкой танковой дивизии в районе города Рассеная. Танк был обездвижен немецкой 105-мм гаубицей но продолжал бой. Брошен экипажем когда кончились снаряды.

Вот что записал в своем дневнике немецкий командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа (von Seckendorff) наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий. Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны.

Группе „Раус“ удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк».

16

Легкий танк Т-60

Страна производитель СССР
Год выпуска 1941
Всего произведено 5839
Масса 5,8 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 1,75 м
Ширина 2,35 м
Длина 4,1 м
Вооружение
Пушечное 20-мм ТНШ-20 (780 снарядов)
Пулеметное 7,62-мм ДТ (945 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 35 мм
Борт 25 мм
Корма 25 мм
Крыша 13 мм
Днище 13 мм
Ходовые характеристики
Двигатель ГАЗ-202
Мощность 85 л.с.
Тип двигателя карбюратоный
Скорость по дороге — 45 км/ч;
по бездорожью — 26 км/ч
Запас хода по дороге — 535 км;
по бездорожью — 392 км
Давление на грунт 0,48 кг/см2

Описание

Начиная с августа 1941 года КБ завода № 37 под руководством Н. А. Астрова, вело разработку нового легкого танка поддержки пехоты, для массового производства.

Позже вышло постановление ГОКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства (10000 штук в год) новой машины, получившей армейский индекс Т-60.

Для танка Т-60 конструктор А. В. Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус.

Он имел меньший забронированный объем и низкий силуэт (высота 1360 мм), большие углы наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15—20 мм, а потом и до 20—35 мм, бортовых — до 15 мм (впоследствии до 25 мм), кормовых до 13 мм (потом до 25 мм). Механик-водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже 13 мм). В днище танка размещался аварийный люк.

Новая башня, высотой всего 375 мм, спроектированная Ю. П. Юдовичем имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс».

В состав боекомплекта Т-60 входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником. Введение в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость

Это позволило Т-60 бороться с Pz.III и Pz.IV.

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября 1941-го года) производство было остановлено 26 сентября. Всего в Москве успели сделать 245 танков Т-60. Завод эвакуировали в Свердловск, где был образован новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года, в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые 20 танков Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по улицам Свердловска, предварительно проведя отстрел своего оружия на специально построенном полигоне. За первый квартал 1942 года завод произвел 512 машин.

Т-60, выпускаемые разными заводами, имели свои особенности, вызванные уровнем технологической оснащенности предприятий и внутризаводскими стандартами.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось. Всего за 1942 год выпущено 1639 танков. Последние 55 машин завод № 37 сдавал в феврале 1943 года. Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

17

Тяжелый танк ИС-2

Год выпуска 1943
Всего произведено 3854
Масса 46 т
Экипаж 4 человека
Габариты
Высота 2,73 м
Ширина 3,07 м
Длина 6,77 м
Вооружение
Пушечное 122-мм Д-25 (28 снарядов)
Пулеметное 12,7-мм ДШК (250 патронов);
2×7,62-мм ДТ (2520 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 120 мм
Борт 95 мм
Корма 90 мм
Крыша 30 мм
Днище 30 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2-ИС
Мощность 600 л.с.
Тип двигателя дизельный
Скорость по дороге — 37 км/ч;
по бездорожью — 24 км/ч
Запас хода по дороге — 250 км;
по бездорожью — 210 км
Давление на грунт 0,79 кг/см2

Описание

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября артиллерийскую самоходную установку на его базе.

Первым идею вооружения ИС орудием крупного калибра высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с «Tiger» 122-мм корпусная пушка А-19.

К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но поскольку ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д-2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11. Это было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85. Проект был одобрен Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122 мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября.

Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и успешно. После чего танк перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 метров в присутствии К. Е. Ворошилова был сделан выстрел по пустому трофейному немецкому танку «Panther». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.

Боевое крещение ИС-2, получил на завершающем этапе по освобождению правобережной Украины.

В этот период полк в составе 1 ГвТА вел боевые действия в районе г. Обертин (Ивано-Франковская обл.). За двадцать суток непрерывных боев личный состав полка уничтожил 41 танк «Тигр» и САУ «Фердинанд» («Элефант»), 3 БТР с боеприпасами и 10 противотанковых орудий, безвозвратно потеряв при этом 8 танков ИС-122.

В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад. Обычно они создавались на базе бригад с Т-34. Появление этих частей было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника.

Первая встреча ИСов с «Королевскими Тиграми» (Tiger II) была не в пользу немцев. 13 августа 1944 года взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка с заранее подготовленных позиций вступил в бой с немецкими танками, подбил один Королевский Тигр и еще один сжег. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с 7-ю Королевскими Тиграми, и также сжег один и еще один подбил. Уцелевшие пять машин стали отступать. Танк Удалова, совершив маневр навстречу противнику, сжег еще один Королевский Тигр