Почему сбивают российские самолеты
Россия-Грузия, авиация
Согласно официальным данным Генштаба РФ, за время боев в зоне грузино-осетинского конфликта Россия потеряла четыре самолета — три Су-25 и один Ту-22. При этом ранее российские политики уверяли, что «грузинам просто нечем сбивать наши истребители».
8 июля Министерство иностранных дел России признало факт пролета самолетов российских ВВС над Южной Осетией. «Для уточнения обстановки самолеты ВВС России совершили кратковременный пролет над территорией Южной Осетии. Как показало дальнейшее развитие событий, уже этот шаг позволил охладить горячие головы в Тбилиси и предотвратить развитие ситуации по силовому сценарию, вероятность которого была более чем реальной», – говорилось в официальном сообщении российского МИДа.
Позже на вопросы журналистов, почему ВВС России не опасались ответных действий ПВО Грузии, был дан неофициальный, но исчерпывающий ответ: им нечем сбивать наши самолеты. Как выяснилось ровно месяц спустя, ПВО Грузии существует, и грузинские ракетчики умеют сбивать ничем не прикрытые воздушные цели.
Послали на убой?
Сбитый в Грузии стратегический бомбардировщик Ту-22М3 ВВС России выполнял разведывательный полет. Дальний бомбардировщик Ту-22М3 имеет экипаж 4 человека, может нести до 24 тонн бомбовой нагрузки, но на борту этого бомбардировщика, по утверждению представителей МО, было только фотооборудование.
Примечательно, что для фронтовой разведки в вооруженных силах РФ имеется штатный разведчик — СУ-24МР. Этот самолет намного менее уязвим для систем ПВО и имеет практический потолок 17 км (а не 13,5 км, как у Ту-22М3). Тем не менее, на разведку был послан огромный 125-тонный стратегический бомбардировщик – без обязательного в таких случаях прикрытия и без обработки зоны пролета средствами РЭБ.
Штурмовики Су-25, сбитые в небе над Грузией, также летали без обязательного прикрытия, а пилотируется Су-25 одним летчиком. Два летчика из сбитых самолетов были позже подобраны силами ППС, судьба еще одного не известна до сих пор. Примечательно, что, по неофициальной информации, все сбитые штурмовики были из Буденовской части, и на следующий день, после таких существенных потерь, эта часть уже не участвовала в боевых действиях – ее заменили на краснодарцев.
Противника недооценили
Сергей Карякин, бывший военный летчик, воевавший в Афганистане, рассказал «Росбалту», что удивлен самим фактом направления стратегического бомбардировщика в качестве разведчика: «Как фоторазведчик на небольшую дальность обычно используется истребитель. Например, МиГ-25Р/МР или СУ-24МР. Бомбардировщик Ту-22М3Р может, конечно, заниматься разведкой, но совершенно не понятно, что ему делать на высоте менее 8 км, где его легко достают ракеты ПВО. Может статься, что просчет был в том, что не предполагалось наличие у противника тяжелых систем ПВО, боялись только «стингеров». Но после первых потерь ведь уже стало ясно, что ПВО есть, – и все равно посылали Су-25 без обязательного в таких случаях подавления радаров и ракетных установок. Такая безмятежность по меньшей мере удивляет. Возможно, дело во временном факторе – наверное, торопились побыстрее закончить операцию. В любом случае, речь идет о недооценке противника, – надеюсь, из этих ошибок будет извлечен урок».
Показательно, что заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-полковник Алексей Ноговицын заявил, что «российская авиация полностью контролирует воздушное пространство в районе конфликта». Однако грузинские штурмовики Су-25 смогли наносить удары как по армейским колоннам, выдвигавшимся со стороны Рокского тоннеля, так и по целям в Цхивале.
Как объясняют военные эксперты, полностью уничтожить вражеское ПВО крайне сложно – ракетные установки быстро меняют расположение, радиочастоты и позывные. Например, в ходе конфликта Сербия-НАТО сербы смогли сбивать вражеские самолеты до самого окончания войны.
Кроме того, объявленный статус данного конфликта – «ограниченная операция по принуждению Грузии к миру» – означает, что российские ВВС были лишены возможности наносить полномасштабные удары для уничтожения всех грузинских военных объектов ПВО и ВВС.
А как у других?
Потери в ВВС несут даже давно и успешно воюющие страны. Так, в ходе войны в Персидском заливе, согласно официальным данным, американцы потеряли 41 самолет и 23 вертолета, из них 29 самолетов и 5 вертолетов было потеряно в боевых условиях или 70% и 22% соответственно. За этот же период были повреждены еще 42 самолета и неизвестное количество вертолетов, часть из которых впоследствии была списана. Общие потери авиации Коалиции в ходе иракской компании составили 75 самолетов и вертолетов, а потери ВВС Ирака составили 123 самолета и вертолета, при этом 81 из них были уничтожены на земле.