Тут я расскажу о военной операции США против Ирака.
ВВЕДЕНИЕ
В военной операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта в рамках многонациональной коалиции под эгидой США приняло участие 580 тысяч солдат, 750 самолетов, 1200 танков и 60 военных кораблей. Союзники обрушили на Ирак 141 921 тонну взрывчатых веществ, что соответствует по мощности 7 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму в 1945 году.
Было использовано 940 тыс. боеприпасов с урановой начинкой, что привело к гибели тысяч солдат и мирных жителей, заражению окружающей среды в обширных районах иракского юга. Война продолжалась шесть недель, но ее последствия сказываются до сих пор на ситуации в регионе Персидского залива
Война в Персидском заливе в начале 1991 г. принесла союзникам по антииракской коалиции такие потери: 145 человек убиты (в том числе 95 американцев), 58 военнослужащих США погибли вне районов боевых действий, но во время войны (для сравнения: во вьетнамской войне США потеряли 57685 человек убитыми). У англичан погибли 25 человек, 12 пропали без вести. Потери Ирака намного серьезнее.
Однако намного серьезнее оказались даже не потери в военной силе, а экологические последствия применения новых технологий в военной технике, применявшейся в операции «Буря в пустыне».
1. Сущность военной операции по освобождению Кувейта «Буря в пустыне»
Война в зоне Персидского залива продолжалась всего 43 суток, но на изучение и оценку ее военно-политических, экономических, экологических и социальных последствий, а также на выявление поучительных уроков потребуются годы. Она велась в сложной обстановке и высветила устойчивую приверженность ряда политических лидеров решать проблемы межгосударственных отношений силовыми методами.
Несмотря на осознание человечеством взаимозависимости государств и наций, понимание необходимости перехода к политическим способам преодоления противоречий, количество и ожесточенность вооруженных конфликтов вплоть до недавнего времени не снижались. Однако было бы неправильным полностью отрицать начало формирования новых структур обеспечения безопасности. Определенный исторический сдвиг здесь уже произошел, хотя механизмы, способные регулировать международные отношения, еще не получили должного развития. Именно по этой причине агрессия Ирака против Кувейта в августе 1990 г. не только стала возможной, но и поставила под угрозу экономические и политические интересы многих государств как на Западе, так и на Востоке. Она также подтвердила наличие потенциальных источников военных конфликтов в странах «третьего мира».
Война в зоне Персидского залива позволяет утверждать, что на сегодняшний день гонка вооружений — главная угроза выживанию человечества, его безопасности. Именно она обусловила применение таких современных обычных вооружений, которые сравнимы по последствиям со средствами массового поражения, поставила на грань реальности применение ядерного и химического оружия так называемым «пороговым» государством, которое в свое время присоединилось к Договорам о нераспространении оружия 1972 г., а также к Парижской конвенции 1989 г. об уничтожении химического оружия. Факт неуважительного отношения к международным соглашениям, прямого вероломства со стороны саддамовского руководства здесь налицо. Война обострила экономические, экологические и ряд других мировых проблем, создала критическую социальную ситуацию внутри самого Ирака и поставила под сомнение рациональность политической цели, которая могла бы быть достигнута с помощью военных средств.
Война в Персидском заливе преследовала своеобразные политические цели, которые определили ее характер и способы ведения. Их сущность состояла в следующем: защитить территорию Саудовской Аравии, добиться безоговорочного вывода иракских войск с оккупированной территории Кувейта, восстановить у власти законное правительство. Об этом много и открыто говорилось, чтобы создать у мировой общественности мнение о благородной миротворческой миссии Соединенных Штатов и их союзников. Однако были и другие, не менее масштабные цели: установить полный контроль США над этим стратегически важным районом мира и его нефтяными источниками; создать новую военно-политическую коалицию из арабских стран с участием и под эгидой США. Для достижения этих целей требовалось разрушить военно-экономический потенциал Ирака, разгромить его вооруженные силы, устранить режим Саддама Хусейна и обеспечить безопасность региональных союзников США.
В зоне Персидского залива были сосредоточены более 2,5 млн человек, из них 676 тыс. в войсках антииракской коалиции и 1 млн 840 тыс. в армии Ирака; 2240 боевых самолетов (1740 и 500 соответственно); 7637 танков (3673 и 4000); 162 боевых корабля (147 и 15) и много другой военной техники.
В ходе воздушного наступления, кроме систем военного и государственного управления и ПВО, разрушались стартовые позиции ракет, аэродромы, ядерные и химические центры, нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия, заводы оборонного комплекса, узлы коммуникаций, а одновременно с этим по четкому графику завершалось создание ударных группировок коалиционных сухопутных сил на избранных направлениях ударов и непосредственно готовилась воздушно-наземная операция.
Анализируя сообщения прессы о подготовке операций и ходе боевых действий, можно сделать вывод о том, что командование МНС при планировании операции «Буря в пустыне» стремилось максимально учесть те трудности и сложности, которые могут возникнуть на поле боя.
Совершенно по-другому был реализован принцип массирования сил и средств в операции наземных многонациональных сил. Замыслом было предусмотрено создать на направлениях ударов трех-пятикратное превосходство над противником, при этом был избран наиболее решительный, сложный и эффективный способ его разгрома: надежное огневое поражение, затем нанесение трех рассекающих ударов с последующим полным окружением и разгромом иракских войск в Кувейте.
Задолго до начала наступления были введены в действие специальные войсковые средства химического контроля, а личный состав в том числе противохимическими препаратами, были созданы дополнительные их запасы в частях и подразделениях. В тактическом звене была организована система обнаружения и оповещения в случае применения противником химического оружия.
В первом массированном ударе (продолжительностью два с половиной часа) было задействовано до 100 крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и около 600 боевых самолетов, построенных в четыре эшелона: ударный эшелон КРМБ «Томагавк», запущенный двумя волнами с кораблей ВМС США, которые находились в Персидском заливе и Красном море; эшелон подавления си-стемы ПВО и дезинформации системы государственного и военного управления Ирака (175 боевых самолетов); два ударных эшелона (с участием соответственно 303 и 122 боевых самолетов). За первые 48 часов боевых действий совершено 2107 самолето-вылетов.
Ежесуточно только на Багдад сбрасывалось 5000 тонн бомб.
Примерно через сутки (после того как система ПВО Ирака была надежно подавлена, а господство союзников в воздухе стало бесспорным) «в дело были пущены» стратегические бомбардировщики В-52, которые осуществили «ковровые» бомбардировки четырех бронетанковых и механизированных дивизий республиканской гвардии Ирака, развернутых к северу от Кувейта, а также проводили систематические удары по авиабазам.
К числу нового в ведении воздушной наступательной операции относятся: массированное использование крылатых ракет «Томагавк» с обычным зарядом для ударов по точечным целям, прикрытым сильной ПВО, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРО) для контроля воздушной обстановки и наведения истребительной авиации; применение стратегических бомбардировщиков В-52 для ударов обычными средствами, самолетов F-117А «Стелс» и противоракетных средств, основанных на новых принципах действия.
Характерными чертами воздушного наступления являются значительное повышение точности бомбовых ударов благодаря широкому использованию управляемых боеприпасов и массированное применение новейших авиационных средств.
США впервые в истории практически использовали против одной из стран «третьего мира» весь диапазон своего авиационного арсенала, что позволило им в реальных условиях выявить сильные и слабые стороны каждого вида авиатехники и наметить рациональные пути ее дальнейшего совершенствования и развития.
В предыдущих конфликтах американцы не решались использовать свои новейшие системы оружия, в частности боеприпасы с обедненным ураном (ОУ) опасаясь, что они смогут попасть «в руки» Советского Союза. Только по этой причине США отказались от применения в налете на Триполи в 1986 г. малозаметных истребителей F-117А и крылатых ракет «Томагавк». В то время их основное предназначение заключалось в прорыве советской системы ПВО в случае третьей мировой войны.
2. Экологический аспект применения обедненного урана в операции «Буря в пустыне»
Боеприпасы с сердечником из обедненного урана широко применяли силы антииракской коалиции во главе с США во время войны в Персидском заливе. Однако у военнослужащих, которые их использовали, было отмечено ухудшение здоровья. Кроме того, использование урановых боеприпасов в Ираке, по имеющимся сведениям, привело к значительному увеличению случаев раковых заболеваний среди местного населения .
Это даже вынудило иракское правительство в мае 1995 года подать официальную жалобу в ООН, составленную на основе медицинских заключений, о загрязнении территории страны обедненным ураном. Десятки иностранных и американских специалистов также выразили обеспокоенность этой проблемой.
Она получила столь широкий общественный резонанс, что конгресс США потребовал от Пентагона отчета о влиянии обедненного урана, примененного армией США в войне в Персидском заливе, на здоровье и окружающую среду.
В этом 193-страничном документе, в частности, доказывалась маловероятность того, что обедненный уран стал причиной неустановленного заболевания у более чем двух десятков ветеранов войны против Ирака, которое получило название "синдрома Персидской войны".
В то же время в отчете сообщалось, что "более 70% материала бронебойного сердечника из обедненного урана при попадании в цель может испаряться, заражая местность оксидами урана. Осколки сердечника могут загрязнять почву вблизи пораженного танка... Если обедненный уран попадает в тело человека, он может вызвать химическое и радиационное поражение организма".
США являются ведущим в мире поставщиком обедненного урана для производства вооружений. Кроме того, этот материал используется в военных целях Велкобританией, Россией, Турцией, Саудовской Аравией, Пакистаном, Таиландом, Францией и Израилем.
Уран — это естественно встречающийся в природе элемент, находящий применение, среди прочего, в ядерной энергетике. Природный уран состоит в основном из смеси трех изотопов: 238U, 235U и 234U.
Обедненный уран (ОУ) — это побочный продукт процесса обогащения урана (т.е. повышения содержания в нем расщепляющегося изотопа 235U) в ядерной энергетике; из него практически полностью удален радиоактивный изотоп 234U и на две трети — 235U. Таким образом, ОУ состоит почти полностью из 238U, а его радиоактивность составляет около 60% от радиоактивности природного урана. В ОУ может присутствовать также микроколичество других радиоактивных изотопов, привнесенных в ходе обработки.
Химически, физически и токсически ОУ ведет себя так же, как и природный уран в металлическом состоянии. Мелкие частицы обоих металлов легко возгораются, образуя окислы.
В мирных целях ОУ используется, в частности, при изготовлении самолетных противовесов и противорадиационных экранов медицинской радиотерапевтической аппаратуры, при транспортировке радиоактивных изотопов.
Из-за своей высокой плотности и тугоплавкости, а также доступности ОУ используется в тяжелой танковой броне, противотанковых боеприпасах, ракетах и снарядах. Оружие, в котором присутствует ОУ, считается обычным оружием и свободно применяется вооруженными силами.
Из выстреленного боеприпаса обедненный уран высвобождается в виде мелких частиц или пыли, которые могут попадать в организм при вдыхании или проглатывании либо оставаться в окружающей среде.
Есть вероятность того, что применение оружия с ОУ сказывается на здоровье людей, проживающих в районах конфликтов в Персидском заливе и на Балканах. Некоторые считают, что «синдром войны в Персидском заливе» связан с облучением обедненным ураном, однако причинная зависимость пока не установлена .
ОУ попадал в окружающую среду в результате авиакатастроф (например: Амстердам, Нидерланды, 1992 год; Станстед, Соединенное Королевство, январь 2000 года), вызывая озабоченность правительств и неправительственных организаций.
Воздействие ОУ на здоровье человека является разным в зависимости от химической формы, в которой он попадает в организм, и может вызываться как химическими, так и радиологическими механизмами.
Информации о том, как уран сказывается на здоровье людей и окружающей среде, немного. Вместе с тем, поскольку уран и ОУ — это, в сущности, одно и то же, за исключением состава радиоактивных компонентов, научные исследования по природному урану применимы и к ОУ.
Что касается радиационного воздействия ОУ, то картина дополнительно осложняется тем, что большинство данных относится к воздействию на человеческий организм природного и обогащенного урана.
Воздействие на здоровье зависит от того, каким образом произошло облучение и какова его степень (через дыхательные пути, при проглатывании, при контакте или через рану), и от характеристик ОУ (размер частиц и растворимость). Вероятность обнаружения возможного воздействия зависит от обстановки (армия, гражданская жизнь, производственная среда).
При нормальном потреблении человеческим организмом пищи, воздуха и воды в нем присутствует в среднем примерно 90 микрограммов (мкг) урана: примерно 66% в скелете, 16% в печени, 8% в почках и 10% в других тканях.
Наружное облучение происходит при близости к металлическому ОУ (например, при работе на складе боеприпасов или при нахождении в машине с боеприпасами или броней, в которых присутствует ОУ) либо при контакте с пылью или осколками, образовавшимися после взрыва или падения. Облучение, полученное только снаружи (т.е. не при проглатывании, не через дыхательные пути и не через кожу), приводит к последствиям исключительно радиологического свойства.
Внутреннее облучение происходит в результате попадания ОУ в организм при проглатывании или вдыхании. В армии облучение происходит еще и через раны, образовавшиеся при контакте со снарядами или броней, в которых присутствует ОУ.
Большая часть (свыше 95%) урана, попадающего в организм, не поглощается, а удаляется с калом.
Из той части урана, которая поглощается кровью, примерно 67% будет в течение суток отфильтровано почками и удалено с мочой.
Уран переносится в почки, костную ткань и печень. Подсчитано, что выведение половины этого урана с мочой занимает от 180 до 360 дней.
Опасность ОУ состоит в химической токсичност. Уран вызывает повреждение почек у подопытных животных, и некоторые исследования указывают на то, что долговременное облучение может приводить к нарушению почечной функции у людей. Наблюдавшиеся типы нарушений: узелковые образования на поверхности почки, поражение трубчатого эпителия и повышение содержания глюкозы и белка в моче.
Распад ОУ происходит главным образом путем испускания альфа-частиц, которые не проникают через внешние слои кожи, но могут влиять на внутренние клетки организма (более подверженные ионизирующему воздействию альфа-излучения), когда ОУ попадает в организм при проглатывании или вдыхании. Поэтому альфа- и бета-облучение при вдыхании нерастворимых частиц ОУ может приводить к повреждению легочных тканей и повышать риск рака легких. Аналогичным образом, предполагается, что поглощение ОУ кровью и его накопление в других органах, в частности в скелете, создает дополнительный риск рака этих органов, зависящий от степени радиационного облучения. Считается, однако, что при низкой степени облучения риск раковых заболеваний весьма низок.
В рамках выполненных на сегодняшний день ограниченных
эпидемиологических исследований, посвященных изучению внутреннего облучения в результате попадания частиц ОУ при проглатывании, при вдыхании либо через повреждения кожи или раны, а также в рамках обследования людей, которым по роду занятий приходится сталкиваться с природным или обогащенным ураном, каких-либо негативных последствий для здоровья не обнаружено.
Может ли обедненный уран вызывать лейкемию у военнослужащих? Заболеваемость лейкемией среди взрослого населения планеты составляет для возрастной группы от 20 до 45 лет около 50 случаев на миллион в год. Точные показатели заболеваемости лейкемией будут в различных странах разными. Хотя теоретически облучение обедненным ураном способно вызвать риск раковых заболеваний, это вряд ли можно отнести к военнослужащим участвовавшим в «Буре в пустыне» — по следующим причинам:
Обычно между фактом ионизирующего облучения и клиническим обнаружением вызванной им лейкемии должно пройти несколько лет (как минимум от двух до пяти) .
Хотя известно, что ионизирующее облучение вызывает лейкемию, риск пропорционален степени облучения. Как показывает накопленный опыт, около половины случаев заболевания лейкемией среди переживших атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки связано с гамма- и нейтронным облучением в результате этой бомбардировки. В рамках же одного крупного многонационального обследования работников ядерной промышленности было установлено, что на счет внутреннего гамма-облучения можно отнести около 10% случаев смерти от лейкемии. Кроме того, за 15 лет после аварии на чернобыльском ядерном реакторе наблюдался значительный рост заболеваемости раком щитовидной железы у детей, однако роста заболеваемости лейкемией у населения наиболее зараженных местностей пока не обнаружено.
Не обнаружено роста заболеваемости лейкемией, вызванной облучением, у лиц, работающих на урановых рудниках или на предприятиях по обработке металлического урана для тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.
Что касается зон военных конфликтов, то подсчитано: вдыхание или проглатывание зараженной обедненным ураном пыли, даже в самых неблагоприятных условиях и вскоре после падения боеприпаса (это влияет на количество пыли, которое может попасть в организм через дыхательные пути), приводит к облучению, примерная степень которого составляет менее 10 миллизивертов (мЗв). Это примерно половина предельной годовой дозы для лиц, работающих в условиях радиации. Считается, что такое облучение приводит лишь к незначительному пропорциональному увеличению риска лейкемии — порядка 2% по сравнению с естественной заболеваемостью.