Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! (дата установки счетчика: 25 марта 2007 года)

Форум серии игр Call Of Duty

Объявление

Внимание!

Всем новобранцам, в обязательном порядке, следует ознакомиться с Уставом форума! Описанные в нем правила обязательны к исполнению всеми участниками Форума!

Вступайте в Сообщество игроков нашего форума! Заявки на вступление можно оставить тут!

Новости форума:
§Обновлены картинки погон для использования в подписи (10.12.07)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РВСН

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Поезд особого назначения
Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений находит новые пути — железнодорожные

В июне этого года Россия начала прощаться с очередным технологическим чудом советской эпохи — боевым железнодорожным ракетным комплексом, известным на Западе как «Скальпель», а в России именуемом «Молодец». Последний из них был снят с боевого дежурства и отправлен на демонтаж. «Наш бронепоезд стоит на запасном пути», — пелось в известной песне советских времен. На самом деле самый главный бронепоезд страны не стоял, а ездил, маскируясь под обычный товарный состав, но вооруженный ядерным оружием. И была у нас таких поездов целая дюжина.
Гениальная идея или ловкое надувательство?

Сейчас уже трудно сказать, принадлежит ли самим отцу и сыну Черепановым мысль о военном использовании своего изобретения, но всего через десять лет после открытия первой российской железной дороги, соединяющей Петербург с Царским Селом, она приобрела уже вполне явственные черты. В 1847 году инженер-капитан русской армии Г. Кори предложил поставить на железнодорожный ход крепостную артиллерию. Во время Крымской войны «Проект о движении батарей паровозами» написал русский купец Н. Репин. А немного погодя подполковник П. Лебедев написал аналогичную работу под заглавием «Применение железных дорог к защите материка». Но все эти предложения были оставлены царским военным ведомством без внимания.
 
Спустя всего несколько лет, на полях сражений Гражданской войны в Америке появились железнодорожные платформы, несущие 32-фунтовые пушки и 13-дюймовые мортиры. Примерно тогда же появилось и нечто вроде бронепоезда — вагоны и платформы для стрелков, защищенные мешками с песком, бревнами или дополнительными досками. Эта идея уже прижилась: бронированный, или «блиндированный» поезд использовали в 1871 году французы в ответ на применение пруссаками железнодорожных батарей при осаде Парижа в 1871 году, и, наконец, первый настоящий бронепоезд с защищенными металлической броней вагонами и платформами был построен во время Англо-бурской войны (1899–1902) в Южной Африке. Его создали британцы для защиты своих железных дорог от партизан.

Бронепоезда, автономные мотоброневагоны и бронедрезины многим казались легкоуязвимыми — хотя в реальности пустить их под откос было непросто, а уж уничтожить в открытом бою и подавно. И немало удалых молодцов поплатились жизнями за свою необдуманную лихость. Ну а их лучшим доказательством их боевой эффективности было участие бронепоездов в военных действиях вплоть до конца Великой Отечественной — как с советской, так и с немецкой стороны.

Сейчас отдельные, чудом уцелевшие, бронепоезда либо законсервированы, либо превращены в музеи, и по железным дорогам ездит только их далекий потомок, сугубо гражданский по форме и назначению бронированный поезд лидера КНДР, внешне ничем не отличающийся от простого пассажирского состава. Очень редко они применяются сейчас по прямому назначению — для охраны железнодорожных перегонов или доставки особо важных грузов.
 
Сверхтяжелая железнодорожная артиллерия по «воробьям» не палила. Она появилась как средство быстрой переброски крупнокалиберных орудий, которые было бы чрезвычайно трудно передвигать в условиях второй половины XIX века конной тягой. В следующие десятилетия она прошла путь от платформ с тяжелыми гаубицами до гигантского комплекса с 807-мм орудиями «Дора». Больше сорока лет со времени своего создания «Дора» была самым мощным оружием, когда-либо стрелявшим «с рельсов». Была — пока в чью-то гениальную голову не пришла идея смонтировать на железнодорожной платформе пусковую установку баллистической ракеты.

В чью именно, на сей счет история не дает однозначного ответа. Существует легенда, что к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса СССР склонили американцы, решившие его надуть и вынудить потратиться на очень дорогой и бессмысленный проект. Они якобы запустили дезинформацию, что сами разрабатывают такую установку. И Москва, клюнув на провокацию, тут же взялась «догонять и перегонять» Вашингтон. Однако к этому времени определенный опыт был уже накоплен. Подвижный железнодорожный старт баллистической ракеты дальнего действия отрабатывался в Германии в 1944 году как средство защиты от воздушных налетов. Тогда был создан железнодорожный транспортер с подъемным устройством, платформы с оборудованием для предпусковой проверки и проведения пуска, в состав старта включили цистерны со спиртом и жидким кислородом. Правда, до практических стартов с железнодорожной колеи немцы довести проект не успели. Но после войны оборудование и документация попали в руки как советских, так и американских специалистов. С появлением межконтинентальных ракет обе противостоящие стороны разрабатывали проекты железнодорожного старта. Но дальше проектов дело не пошло.

Существовавшие тогда ракеты были жидкотопливными и громоздкими. Вместить их в стандартный размер рефрижераторного вагона (самый длинный из существующих грузовых), да еще обеспечить быструю заправку топливом перед пуском было невозможно. Поэтому от идеи пришлось отказаться — но только на время: с появлением ракет нового поколения к ней вернулись одновременно в обеих странах. Впервые полномасштабная разработка боевого железнодорожного комплекса с твердотопливной ракетой массой порядка 80 т была официально поручена КБ «Южное» в январе 1969 года. А уже в июне 1979 года постановлением правительства СССР была задана разработка боевого железнодорожного стартового комплекса с ракетой 15Ж52 массой до 105 т.
 
Преимущества такого технического решения очевидны: железнодорожный комплекс мобилен, очень трудно отследить его передвижения и по просторам США, и, тем более, по необъятной России, а потому его практически невозможно «накрыть» превентивным ядерным ударом. И хотя СССР действительно пришлось немало потратился на его создание, США, в свою очередь, раскошелились на средства спутникового слежения. Так что, если «деза» и была, то еще неизвестно, кто кого больше надул! А по другой версии, поводом для создания отечественного железнодорожный комплекс стало размещение в Европе ракет «Першинг-2» и развертывание в США работ по СОИ.
Ай, «Молодец»!

Создание комплекса начиналось с конструирования новой подходящей ракеты. Этой задачей занялись два выдающихся советских конструктора, братья Владимир Федорович и Алексей Федорович Уткины. Владимира Федоровича Уткина назначили генеральным конструктором КБ «Южное в 1979 году, которому было поручено создание новой баллистической твердотопливной ракеты, получившей обозначение РТ-23 УТТХ и бодрое имя «Молодец». В натовской реестре она числилась как SS-24 mod.3 Scalpel.

Ракета существовала в двух модификациях: шахтного (РТ-23У 15Ж60) и железнодорожного (РТ-23У 15Ж61) базирования. Разрабатывался также вариант мобильного грунтового базирования на уникальном двенадцатиосном (!) колесном тягаче МАЗ-7906, известный как проект «Целина-2». Однако он так и не был принят на вооружение. У нее было три ступени, причем на первую ступень приходилась половина массы ракеты (53,7 тонн из 104) и почти половина длинны (9,7 метров из общих 22,6). На всех трех ступенях стоят по одному РДТТ — ракетном двигателе на твердом топливе. Максимальная дальность полета — 10 000 км, при этом ракета поднималась по баллистической траектории на высоту около 800 км, практически выходя в космос.
 
В головной части ракеты размещалось десять боеголовок (точнее, боевых блоков) индивидуального наведения мощностью по 550 килотонн и механизм их разведения. Точность их попадания — около 200 м, что, принимая во внимание их мощность, более чем достаточно. На каждом «ядерном поезде» размещалось по три ракеты, поэтому он был способен выпустить по противнику тридцать ядерных зарядов, превышающих сброшенный на Хиросиму в 25–27 каждый.

Первые испытательные пуски экспериментального варианта РТ-23У состоялись на полигоне Плесецк в 1984 году, а год спустя в небо поднялись ракеты, предназначенные непосредственно для железнодорожного комплекса, который к тому времени уже был создан младшим из братьев, Алексеем Федоровичем Уткиным. 18 января 1984 года состоялся первый пуск ракеты 15Ж52, а первый пуск ракеты 15Ж61 был проведен 27 февраля 1985 года, уже под самую «перестройку». Тем не менее железнодорожный комплекс с ракетой 15Ж61 был принят на вооружение 28 ноября 1989 года.
Ядерный бронепоезд

С самого начала было очень важно замаскировать железнодорожный комплекс под самый обычный поезд. В его состав входили три железнодорожные пусковые установки, шесть вагонов обеспечения — командный пункт, вагоны с техническими системами и, конечно же, вагоны для проживания (сна, отдыха, питания) личного состава — и три тепловоза со своими бригадами».

С виду пусковой вагон почти неотличим от обычного рефрижератора. Однако нужно учитывать, что только «заряженная» в него ракета весит 104 тонны, плюс механизмы пусковой установки, плюс сам вагон. Поэтому именно он был самой сложной частью поезда и над его созданием пришлось немало попотеть. А. Ф. Уточкин с честью справился с задачей. Ради уменьшения нагрузки на оси (каждая рассчитана на 25 тонн) он пошел на определенную «демаскировку» вагона, поставив его на 8 колесных пар. Но и при этом нагрузка на колею в 1,5 раза превышает нормативы МПС, так что у ракетчиков случались скандалы с путейцами, которым после прохода комплекса нередко приходилось чинить пути.

Пусковой вагон был оборудован распашной крышей и специальным устройством, которое отводит в сторону электропровода над железной дорогой (если они есть). В каждом вагоне транспортно-пусковой контейнер с ракетой — перед стартом он принимает вертикальное положение. Из него ракета выбрасывается на высоту 20–30 м с помощью порохового аккумулятора давления, и только после этого включаются маршевые двигатели. Управление поездом сосредоточено в специальном командном вагоне, защищенном от электромагнитного излучения и снабженном замаскированными антеннами дальней связи. Войти в него было непросто: в случае тревоги наглухо задраивались бронированные двери и взять вагон не смогла бы и штурмовая группа. Как и все вагоны это поезда, он был замаскирован — мало кто мог бы догадаться, что в этом обычном пассажирском «купе» с вечно закрытыми стеклами находилась одна из «ядерных кнопок» СССР.

Вагон для отдыха личного состава был не столь неприступен, однако внутри тоже существенно отличался от обычного «купе». В том числе наличием кухни и душа. Правда, маскировка так и не спасла железнодорожный комплекс от объективов профессиональных шпионов. Западные военные журналы пестрели его фотографиями, сделанными в конце 1980-х годов. И тем не менее способность проделать в сутки до 1000 километров делало его опасным неуловимым противником. О его маршруте знали только единицы. А пуск мог производиться с любой точки маршрута и на станции базирования во время стоянки.
От «вечного прикола» к «последнему приюту»

Конец боевому патрулированию «ядерных бронепоездов» положили соглашения, подписанные Горбачевым и президентом США в 1991 году. По Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) все они для начала ставились на «вечный прикол», то есть несли боевое дежурство на базе, без выхода на железнодорожную сеть страны, в обмен на отказ американцев от производства собственных пусковых установок железнодорожного базирования.

Самая печальная судьба постигла 46 из 56 созданных Уткиным ракет шахтного базирования, размещенных на территории Украины, где процесс «разоружения» пробрел наиболее отвратительные формы. Пусковые шахты взрывали под звуки оркестра и брызги шампанского, разрезание ракет превратили в торжественное событие…

Окончательный приговор железнодорожным комплексам вынес договор СНВ-2 (1993 год) — согласно ему, все РТ-23У должны были пойти под нож. В Брянске для этого даже организовали специальную базу ликвидации на основе Центрального ремонтного завода. Однако ратификация договора в США несколько затянулась, и новая российская власть приостановила уничтожение поездов и ряда других уникальных видов стратегических вооружений. Более того, из начавшего расти бюджета на их поддержку были выделены средства. Существовала даже надежда, что железнодорожные комплексы вновь вернутся на боевое патрулирование. Только гарантийный срок эксплуатации РТ-23У уже подходил к концу, а их производство осталось на Украине. В итоге было принято решение об их постепенной утилизации. В июне 2003 года в Брянске под нож пустили первый ракетный поезд. А в июне 2006 телеканал НТВ показал репортаж, как в последний путь провожали последний поезд стратегического назначения. Его последний командир, Александр Скидоненко, бодрился: «Придут более новые, более лучшие, более современные…»
В момент старта ракета производит сложный маневр (военные говорят — «танцует», или «заклоняется»), уводя газовый хвост запускаемого маршевого двигателя в сторону от вагона и рельсов. Фото: из архива Михаила Дюрягина

2

Семейство «Пионеров»

В связи с намечаемым размещением элементов американской ПРО в Польше и Чехии в России заговорили о возможном возобновлении производства ракет средней дальности. В связи с этим есть смысл вспомнить, как создавалась РМСД «Пионер».

В КРАТЧАЙШИЙ СРОК

С марта 1972 года проводились совместные летные испытания подвижного грунтового ракетного комплекса «Темп-2С». Испытания шли успешно, но сам комплекс «Темп-2С» энтузиазма у Министерства обороны не вызывал. Серийное производство если и планировалось, то в минимальных объемах. Рекогносцировка позиционных районов развертывания, без которой невозможно приступать к их подготовке, из года в год переносилась под любыми предлогами. Не разрабатывалась система эксплуатации подвижных комплексов, военные учебные заведения к подготовке специалистов не приступали. Учитывая только что подписанный с американцами договор по ограничению количества пусковых установок (ПУ), вместо каждой поставленной на боевое дежурство подвижной ПУ с ракетой небольшой массы необходимо было уничтожать шахтную ПУ существенно более мощной ракеты.

В это время в вооружении Советской армии ракетным оружием наступил серьезный провал в части ракет средней дальности. Развернутые на западе страны ракеты 8К63 и 8К65 физически и морально устарели. На Дальнем Востоке соответствующего оружия просто не было.
Также в разделе История

Возникла острая необходимость создания ракеты, не подпадающей под соответствующие ограничения, то есть с дальностью стрельбы менее 5500 км. 20 апреля 1973 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, предписывающее кооперации разработчиков комплекса «Темп-2С» под руководством Александра Надирадзе приступить к разработке и испытаниям подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности, оснащенной разделяющей головной частью.

В постановлении прямо говорилось о применении в составе ракеты «Пионер» первой и второй ступеней ракеты «Темп-2С» и унификации наземного оборудования комплексов «Пионер» и «Темп-2С». Сроки устанавливались жесточайшие. Совместные летные испытания должны были быть начаты во втором квартале 1974 года.

В декабре 1973 года был выпущен и в первом квартале 1974 года успешно защищен эскизный проект комплекса «Пионер». Ударными темпами велась наземная отработка элементов ракеты.

Для пусковой установки была разработана новая модификация шестиосного шасси «МАЗ-547В». Забегая вперед, отмечу, что при весе шасси 28 тонн оно имело грузоподъемность 56 тонн. Вес пусковой установки с ракетой – 84 тонны. Такое отношение грузоподъемности к собственному весу шасси (2:1) не имело прецедента в мировой практике.

Коллектив ОКБ-1 Волгоградского завода «Баррикады», возглавляемый молодым 36-летним главным конструктором Валерианом Соболевым совершил невозможное, введя в конструкцию пусковой установки 15У106 принципиально новый механизм установки автоматического гирокомпаса, унифицированного для ракет «Пионер» и «Темп-С», а также полностью переделав всю систему электроавтоматики.

Следует отметить, что количество отказов при испытаниях комплекса «Пионер» по сравнению с комплексом «Темп-2С» снизилось в десятки раз. Очевидно, наступил период приработки техники. Совместные летные испытания комплекса «Пионер» проходили на 4-м Государственном центральном полигоне (ГЦП) Капустин Яр Астраханской области с июля 1974 года по январь 1976 года.
[an error occurred while processing this directive]

Из 25 пусков 24 были признаны успешными, 1 – частично успешным.

Уверенность и стиль работы Александра Надирадзе характеризует, в частности, следующее. Пуски двух ракет «Пионер» на максимальную дальность проводились не в конце испытаний, как обычно, а в их середине. Это объяснялось тем, что пуски проводились не с 4 ГЦП, а с выносной технической позиции, расположенной в Красноярском крае. На доклад председателя Государственной комиссии в январе 1976 года об успешном завершении совместных летных испытаний последовала неожиданная резолюция министра обороны, предложившего провести теперь пуски ракет на максимальную дальность. Военные передоложить вопрос министру испугались и обратились с этим к Александру Давидовичу. Тот тоже отказался это делать, проявив полную уверенность в надежности ракет. В результате в кратчайшие сроки были организованы повторные пуски двух ракет на максимальную дальность.

Всего в процессе совместных летных испытаний подвижного грунтового ракетного комплекса «Пионер» было проведено 27 пусков ракет. Комплекс приняли на вооружение Советской армии 11 марта 1976 года.

Первый полк ракетного комплекса «Пионер» под техническим руководством впоследствии лауреата Государственной премии СССР Валерия Назаренко был поставлен на боевое дежурство в июне 1976 года. Необходимо отметить, что схема постановки комплекса на боевое дежурство не соответствовала тактико-техническим требованиям и не проверялась в процессе совместных летных испытаний. Всего в 1976 году было поставлено на боевое дежурство 3 полка по 6 пусковых установок.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Еще на стадии рассмотрения и согласования тактико-технических требований на разработку ракетного комплекса «Пионер» Ракетные войска остро ставили вопрос о введении в состав дивизиона третьей пусковой установки и внедрении перспективных средств связи, увязывая эти вопросы с принятием комплекса «Пионер» на вооружение Советской армии.

Рассматривая и прорабатывая эти вопросы, главные конструктора занимали в то же время жесткую позицию: сначала должно быть выполнено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, комплекс «Пионер» должен быть предъявлен к принятию на вооружение в заданном составе, а затем установленным порядком должны проводиться опытно-конструкторские работы по его совершенствованию и модернизации.
Также в разделе Войны и конфликты

В марте 1975 года главными конструкторами ракетного комплекса «Пионер» Надирадзе, систем управления и дистанционного управления Пилюгиным, пусковой установки и наземного оборудования Соболевым и системы электроснабжения Окуневым было разработано и представлено Ракетным войскам совместное техническое предложение о введении в состав дивизиона третьей пусковой установки. Было показано, что для введения третьей ПУ необходима разработка новой системы дистанционного управления с проведением соответствующих доработок машины подготовки и пуска, а также проведения глубокой модернизации всей системы электроснабжения, направленной, с одной стороны, на увеличение отбираемой от машины дизель-электростанции мощности, а, с другой стороны, на сокращение энергопотребления системами пусковой установки. Проведение этих работ позволило бы ввести в состав дивизиона третью ПУ с минимальным (всего на 2 человека) увеличением количества личного состава дежурных сил дивизиона и без увеличения состава других машин дивизиона.

Было признано нецелесообразным увязывать работы по введению в состав дивизиона третьей пусковой установки с работами по внедрению перспективных средств связи. Была показана возможность внедрения таких изменений техники в серийном производстве с 1977 года.

Через 20 дней после принятия на вооружение Советской армии ракетного комплекса «Пионер», 31 марта 1976 года вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР.

Во втором квартале 1976 года четырьмя вышеуказанными главными конструкторами впервые в практике работы кооперации Московского института теплотехники был подписан и представлен Ракетным войскам головной том эскизного проекта ракетного комплекса «Пионер-К» (15П645К)». В августе 1976 года автор этой статьи приказом Надирадзе был назначен ведущим конструктором по комплексу 15П645К.

В третьем квартале 1976 года на 4-м ГЦП были начаты и в первом квартале 1977 года залповым пуском трех ракет успешно завершены совместные испытания комплекса 15П645К. Они проводились под техническим руководством Александра Виноградова, заместителя главного конструктора-начальника комплексного отделения Московского института теплотехники. Председателем Государственной комиссии был заместитель 4-го НИИ Министерства обороны Геннадий Лексин.

Огромный труд в создание и испытания новой системы дистанционного управления внесли заместитель, впоследствии первый заместитель главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения Николай Михайлович Тищенко, начальник отдела, заместитель технического руководителя испытаний Государственной комиссии Николай Михеев, начальник сектора Николай Хрусталев, старший научный сотрудник Владимир Разумный.

Не могу не отметить, что модернизация системы электроснабжения, позволившая увеличить отбор мощности от машины дизель-электростанции 15Н1061М с 72 до 84 квт была бы невозможна без Льва Ратнера и Георгия Лушникова.

Благодаря любезности главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения академика Николая Пилюгина, выпустившего в своем опытном производстве три первых серийных комплекта аппаратуры системы дистанционного управления, введение третьей пусковой установки в состав дивизиона было произведено, начиная с первого полка программы 1977 года. Впоследствии были проведены соответствующие доработки и на всех трех полках программы 1976 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Актуальным для комплекса «Пионер» стало внедрение перспективных средств связи, в первую очередь для обеспечения устойчивой связи между командными пунктами дивизионов и подвижным командным пунктом полка.

Применявшиеся для этих целей маломощные радиостанции Р-111 не обеспечивали дальность радиосвязи более 40 км, что ограничивало маневренность подразделений полка. Трудность работ по внедрению в состав комплекса нового поколения средств связи (радиостанций «Блеск») заключалась в том, что указанные радиостанции разрабатывались Воронежским НИИ связи по заказу войск связи Ракетных войск по тактико-техническим требованиям, не согласованным с разработчиками ракетного комплекса, а Ракетные войска настаивали, чтобы внедрение перспективных средств связи происходило без увеличения количества машин в составе дивизиона.

В марте 1975 года Московским институтом теплотехники был подготовлен отчет, в котором обосновывалась невозможность внедрения в состав комплекса «Пионер» в его существующем составе радиостанций «Блеск».

По результатам рассмотрения отчета по инициативе Ракетных войск было принято совместное решение Министерства оборонной промышленности и Ракетных войск, предусматривающее разработку для комплекса «Пионер» нового подвижного командного пункта дивизиона «Вымпел» в составе двух машин: машины боевого управления и машины связи и подвижного командного пункта полка «Барьер-М» в составе трех машин: машины боевого управления, машины связи, унифицированной с машиной связи ПКП дивизиона и машины тропосферной связи.

В 1977 году было выпущено соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, поручавшее разработку ПКП дивизиона и ПКП полка КБ Красноярского завода телевизоров (главный конструктор Леонид Покровский), изготовление опытных и серийных образцов специально построенному Краснодарскому приборному заводу. Для сопровождения изготовления ПКП дивизиона и ПКП полка на Краснодарском приборном заводе было создано конструкторское бюро (позднее КБ «Селена»), главным конструктором был назначен приглашенный из Воронежского НИИ связи Юрий Хорошкин.

Благодаря инициативе начальника отдела боевого управления Московского института теплотехники Валерия Романовского, мудрости и взвешенности его помощников Николая Ухарова, Валентина Марьина, работников Московского института отставных офицеров Александра Нефедова, Дмитрия Беднарского совместные испытания комплекса «Пионер» с перспективными средствами связи (комплекс 15П645М) были проведены успешно и практически в заданные сроки. Была обеспечена надежная двусторонняя радиосвязь по телекодовым и речевым каналам УКВ-радиосвязи. Между ПКП дивизиона и ПКП полка – до 70 км. Между ПКП полка и КП дивизии (полка) – до 100 км.

Техническим руководителем испытаний комплекса 15П645М был Александр Виноградов, его заместителем Валерий Романовский. Комплекс 15П645М был рекомендован и принят на вооружение Советской армии. Наиболее отличившимся сотрудникам присвоены звания лауреатов Государственной премии СССР. Многие работники награждены орденами и медалями СССР.

Самостоятельное серийное производство комплекса 15П645М не велось. Его техника поступала в войска в составе комплекса «Пионер-УТТХ».

В 1977 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о проведении работ по ракетному комплексу «Пионер» с улучшенными тактико-техническими характеристиками. В основном работы сводились к повышению точности стрельбы и увеличению зоны разведения боевых блоков. Совместные летные испытания ракетного комплекса «Пионер-УТТХ» (комплекс 15П653) были успешно проведены на 4-м ГЦП в 1979–1980 годах.

Всего в 1976–1984 годах было изготовлено и поставлено на боевое дежурство около 360 пусковых установок комплексов 15П645К и 15П653. Комплексы были развернуты как в Европейской (начиная с Прикарпатского военного округа), так и в Азиатской (до Читинской области включительно) частях территории СССР. Было изготовлено около 600 ракет, проведено более 200 испытательных, контрольных и учебно-боевых пусков ракет.

В 1984–1985 годах был успешно разработан, испытан и поставлен на боевое дежурство ракетный комплекс специального назначения «Горн».

Увы, в соответствии с подписанными в 1987 году международными обязательствами все ракеты «Пионер» были уничтожены либо методом подрыва, либо (72 штуки) путем отстрела.
Боевой блок ракеты РСД-10.
Фото из книги «Оружие России»
360 ракетных комплексов устрашали НАТО
Боевой блок ракеты РСД-10.
Фото из книги «Оружие России»Об авторе: Владимир Игоревич Бухштаб - конструктор ракетных комплексов.

3

Подводный крейсер "Дмитрий Донской" произвел пуск баллистической ракеты "Булава"
01.07.2007 21:20
Подводный крейсер "Дмитрий Донской" произвел пуск баллистической ракеты "Булава". Ракета успешно достигла цели на полигоне Кура на Камчатке. Этот суперсовременный комплекс, способный преодолевать любую существующую систему противоракетной обороны, после испытаний поступит на вооружение российских ракетоносцев стратегического назначения.

Подлодка "Дмитрий Донской", ракета "Булава". Тот, кто, выбирал названия современному российскому подводному крейсеру и суперсовременной ракетной системе, явно рассчитывал на исторический эффект и попал в точку. Шестые по счету испытания "Булавы" уже называют не просто шагом, а гигантским рывком в создании нового поколения стратегического ядерного оружия.

Обычно, подводные лодки, вернувшиеся из кратковременных испытательных походов, в Северодвинске встречают гораздо скромнее. Но не в этот раз. Количество звезд на погонах встречающих (на пирсе сразу три вице адмирала) только подчеркивают торжественность момента. И не после каждого похода сразу нескольким офицерам-подводникам присваиваются очередные воинские звания. Здесь все понимают, что уставное: "благодарю за службу" на самом деле означает: "молодцы ребята, не подкачали". Сложный маневр по выходу такого большого и тяжелого крейсера в точку старта экипаж отработал, как никогда хорошо.

На профессиональном языке это и называется - пуск стратегической ракеты из подводного положения. В случае успеха - об этом скажут: "отработали по штатному", а это значит . "пятерка с плюсом".

Детали и тонкости этого баллистического пуска еще надолго останутся государственной тайной. Но известен результат - ракета, преодолев более 6 тысяч километров, поражает цель на боевом полигоне на Камчатке.

Ракета уникальна не только по дальности и точности полета, строго говоря, "Булава" уже не просто баллистическая, а, как говорят специалисты, квазибаллистическая ракета. От обычных межконтинентальных она отличается способностью активно маневрировать по курсу с помощью гиперзвуковых двигателей, что сбивает с толку любую из существующих систем противоракетной обороны. На подлете к цели боеголовка ракеты разделяется на несколько независимых друг от друга частей. Каждая поражает цель автономно. Траектория их полета непредсказуема - ее не способен просчитать ни один компьютер в мире, в том числе и те, которые управляют ПРО.

Предполагается, что"Булавой" будут вооружены российский подводные лодки так называемого "проекта 955" - "Борей". Это подводные крейсеры уже следующего . четвертого - поколения атомных субмарин, способных нести до 12 новых баллистических ракет. Атомная силовая установка позволит лодкам развивать скорость около 30 узлов (это более 50 километров в час).

Головной корабль этой серии - "Юрий Долгорукий" - выведен из цеха Северодвинской военной верфи этой весной. В ближайшие годы будут построены еще два новых атомных ракетоносца с не менее громкими историческими названиями - "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

4

хотите про иронию судьбы? моя девчонка - дочка зам главком РВСН РФ  :P

5

Schmug-la кросафчег!.. ;)

6

Да уж красавчег  :cool: