Сократить и удрать
04.09.2007 11:24
Буш объявляет о грядущем сокращении контингента, британцы собирают чемоданы
Вчера президент Джордж Буш прилетел на авиабазу США в провинции Анбар, расположенной на западе Ирака, чтобы объявить: недавние успехи американских военных позволят сократить численность контингента США в Ираке, насчитывающего на данный момент 160 тыс. человек.
Как отметил Буш, если исходить из того, что ему рассказали командующий американскими силами Дэвид Петреус и посол Райан Крокер, "будет возможно обеспечивать безопасность на том же уровне силами менее многочисленного американского контингента".
Буш предпочел посетить Анбар, так как из-за раскола между суннитскими племенами и "Аль-Каидой" в Ираке нападения на американских военнослужащих в этом районе стали гораздо реже. Анбар – обширная провинция на западе Ирака. Большую часть ее территории, если не считать долины реки Евфрат, занимает пустыня.
Администрации Буша отчасти удалось убедить американскую общественность и СМИ, что начатая в феврале эскалация военного присутствия, известная под названием "вбрасывание" или "наращивание", приносит определенные успехи. 10 сентября генерал Петреус и посол Крокер должны отчитаться перед Конгрессом о влиянии "вбрасывания" на обстановку. Поскольку они будут рапортовать о собственной работе, то наверняка будет докладывать о значительном прогрессе.
Сокращение численности американского контингента, упомянутое Бушем, скорее всего, неизбежно, учитывая то, до какой степени Ирак истощает ресурсы американских военных, а также внутриполитическое давление на власти со стороны общественности.
На авиабазу аль-Асад в провинции Анбар Буш прилетел тайно. Там он встретился с премьер-министром Ирака Нури аль-Малики, чье правительство критикуют американские политики-демократы. Кстати, половина членов кабинета отстранена от занимаемых должностей.
Выступая перед военнослужащими, которые встретили его криками "Ура!", Буш подчеркнул, что вывод войск будет основываться на "трезвых оценках командного состава на местах, а не на нервозных реакциях вашингтонских политиков на результаты соцопросов, опубликованные в прессе".
В то же время он указал, что эта провинция – образец того, что возможно и в остальном Ираке. По словам Буша, год назад ему говорили, что Анбар потерян. "Сегодня Анбар действительно стал совсем другим", – отметил он.
В реальности улучшение позиций США в Анбаре не имеет никакого отношения к стратегии вбрасывания и размещению дополнительного американского 30-тысячного контингента. Новая обстановка в провинции в военном плане – результат раскола суннитского повстанческого движения на группировку "Исламское государство Ирак", которая является "зонтичной" организацией "Аль-Каиды", и другие суннитские партизанские формирования.
"Исламское государство Ирак" навлекло на себя негодование широких слоев суннитской общины, убивая всех, кто как-то связан с властями, будь то мусорщики или служащие министерств низшего звена. Кроме того, организация стремилась призвать в свои ряды по одному молодому мужчине из каждой суннитской семьи.
Удивительно, но факт: теперь США поддерживают и вооружают ополчения суннитских племен, не подчиняющиеся иракскому правительству и одновременно оказывают давление на аль-Малики, чтобы он пресек деятельность шиитских ополчений, в особенности антиамериканской "Армии Махди", которую возглавляет Муктада ас-Садр.
Возможно, президент Буш искушает судьбу, заявляя о крупных успехах в Анбаре: поскольку улучшение обстановки мало связано с США, суннитские повстанцы могут устранить свои разногласия и возобновить натиск.
Администрация Буша стремится создать впечатление, что американские военные наконец-то вышли на принципиально новый этап в Ираке. Что касается иракских политиков в Багдаде, они полагают, что на местах изменилось очень мало.
Есть признаки, свидетельствующие, что сами иракцы оценивают обстановку в стране как ухудшающуюся с точки зрения безопасности: по данным Высшей комиссии ООН по делам беженцев, число иракцев, покидающих дома в страхе за свою жизнь, увеличилось с 50 тыс. до 60 тыс. в месяц. На данный момент беженцами – в своей стране или за ее пределами – являются примерно 4,2 млн иракцев.
Хотя США убеждают иракское правительство провести через парламент ряд ключевых мер, которые гипотетически повлекут за собой примирение между суннитами, шиитами и курдами, представители разных иракских общин слишком боятся друг друга, чтобы жить на одной улице или в одной деревне.
Есть и другие приметы неослабевающего разгула насилия в Ираке. По статистике информационного агентства AP, в августе было убито 1809 иракских мирных жителей, а в июле – 1760. Количество убийств по религиозному признаку в Багдаде снизилось, но, возможно, причина в том, что в феврале ас-Садр распустил "Армию Махди", которую обвиняют в большом количестве убийств мирных жителей-суннитов.
Американские военные потеряли убитыми в августе 81 человека – на двух больше, чем в июле, но меньше, чем в мае, когда потери достигли максимума на этот год – 26 человек. В это время года, когда температура поднимается до 120 градусов по Фаренгейту (+48,9 по Цельсию), нападения на американские войска обычно идут на убыль.
Вопрос о потерях среди гражданского населения, в любом случае, гораздо более запутан, чем утверждают иракские власти. 26 июля в округе Карада, населенном шиитами, взорвалась бомба. Полиция сообщила, что погибли 25 и были ранены 100 человек. Но через неделю, без широкой огласки, работники муниципалитета и службы гражданской обороны вывесили у одного из магазинов правдивый список, в котором значились 92 убитых и 127 раненых.
Патрик Кокберн (Independent)