Ассигнования на новое оружие увеличатся
Грузино-югоосетинский конфликт вытеснил из новостей важное для страны событие: в день начала военных действий на Кавказе министерство финансов РФ внесло в правительство проект федерального бюджета на 2009-2011 годы. В самый разгар боев за Цхинвал он рассматривался и в так называемой трехсторонней правительственной комиссии, и на совещании в Кремле у президента Дмитрия Медведева. Западные политологи и эксперты полагают, что между этими событиями существует связь.
На некоторые выводы по поводу совещания у президента 13 августа наводит список его участников, среди которых, помимо главы администрации Сергея Нарышкина, вице-премьера Александра Жукова, вице-премьера — министра финансов Алексея Кудрина, помощника президента Аркадия Дворковича, министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой и заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, — значится и фамилия министра обороны Анатолия Сердюкова. В общем, по приглашенным в Кремль можно судить о приоритетах будущего трехлетнего бюджета.
Несмотря на все заявления официальных лиц – от депутатов и министров до премьера и президента – о социальной направленности нового главного финансового документа страны, увеличении выделяемых средств на здравоохранение, культуру и даже экологию (что соответствует действительности), — самый большой интерес у экспертов вызвали перемены в подходах российской власти к расширению и наполнению военного бюджета. Рост расходов бюджета на следующий год по статье «Национальная оборона» составит 23,1%, а по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 30,1%. В абсолютных величинах, соответственно, на национальную оборону - 1,27 трлн рублей, на безопасность — 1,085 трлн рублей.
Представители министерства обороны РФ наращивание военных расходов мотивируют необходимостью решать назревшие проблемы модернизации российской армии и постепенным переходом на частичную контрактную модель. Как объяснил общественности премьер-министр Владимир Путин, «до 2015 года на контракт будут переведены 64 тыс. сержантских и старшинских должностей. Именно на них в ближайшие годы ляжет основная нагрузка по обслуживанию новых систем вооружения».
По словам заместителя министра обороны России по финансово-экономической работе Любови Куделиной, средства пойдут также на внедрение новых видов вооружений — стратегической ракеты наземного базирования «Тополь-М» (в натовско-американском реестре SS-27). Межконтинентальным ракетам с ядерными боеголовками, запущенным с этого комплекса, по заявлениям военных экспертов, вполне по силам преодолеть расстояние в 11 тыс. км, то есть достичь любого уголка территории Соединённых Штатов. В новом военном бюджете предусмотрены также расходы и на оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», зенитно-ракетную систему С-400, а также на ремонт военной техники. Речь идет и о финансировании модернизации российской радиолокационной системы дальнего обнаружения.
Около трети средств военного бюджета России в 2009 году панируется потратить на строительство кораблей и обеспечение деятельности флотов и флотилий. По утверждению советника министра обороны РФ адмирала Геннадия Сучкова, силы и средства Военно-морского флота (ВМФ) будут наращиваться, прежде всего, на Тихоокеанском флоте. «В ближайшей перспективе наш ВМФ сосредоточит на Тихом океане наиболее боеспособную группировку кораблей, включая атомные подводные лодки, а также средства обеспечения», — сказал журналистам адмирал Сучков. Кстати, уже в этом году, по словам военных, боевой состав морских стратегических ядерных сил России пополнит новая подводная лодка с перспективным ракетным комплексом «Булава». А до 2015 года планируется ввести в строй ещё несколько таких подлодок. Разумеется, все это требует немалых затрат.
Очевидно, что модернизация российской армии в условиях ужесточившейся борьбы за передел мировых ресурсов, и прежде всего — энергоносителей, займет до десяти лет и потребует дальнейшего увеличения расходов по статьям «Национальная оборона». По оценкам военных экспертов, на усовершенствование систем обороноспособности в предстоящем десятилетии потребуется более $200 млрд.
Рассматривая проект бюджета страны на 2009-2011 годы в дни ожесточенного противостояния с Западом из-за независимой российской позиции по грузино-югоосетинской войне, в Кремле подчеркивают, что рост государственных расходов на оборону прямого отношения к этим событиям не имеет. Хотя, признают военные, расходы на оборону в бюджете этого года, конечно, увеличатся. Известно, что президент Дмитрий Медведев уже дал поручение финансистам повысить в два раза жалованье российским военным в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Пока информации о том, во сколько это обойдется бюджету, нет. Но в министерстве финансов заявляют, что эта прибавка не сильно утяжелит военный бюджет страны. Ведь речь идет не о миллиардах, а о миллионах рублей, и справиться с выполнением этой задачи будет нетрудно.
Проект нового, увеличенного военного бюджета России не остался незамеченным в мире, несмотря на то, что первые полосы западных СМИ все еще занимают репортажи и аналитика с Кавказа. Как сообщает Стокгольмский международный институт исследования проблем мира, в последние годы Россия наращивает военный бюджет быстрее других стран. За последние пять лет доля её военных расходов в Восточной Европе составила 86%. Так, в 2006 году расходы Москвы на оборону выросли, если верить данным этого института, на 65,2%. Хотя по официальной российской версии этот рост был почти втрое ниже.
Впрочем, все эти сравнения западных исследователей, видимо, хромают: вряд ли справедливо ставить на одну доску расходы по защите огромной территории РФ (а также при необходимости — ее союзников, хотя, как показали последние кавказские события, здесь Москве нужно переосмыслить роль так называемой коллективной безопасности СНГ) и карликовых государств типа Эстонии, которые мало что могут предложить миру, кроме злобной антироссийской словесной риторики.
Не только западные военные эксперты и средства массовой информации уже успели назвать нынешний запланированный рост военных расходов России признаком милитаризации ее внутренней и внешней политики. Новый бюджет России вызвал нервозность и у ближайших соседей, в частности на Украине. Как заявил на днях начальник генштаба ее вооруженных сил Сергей Кириченко, министерство обороны Украины надеется на увеличение военного бюджета в связи с конфликтом в Грузии: «Последние события на Кавказе повлияют на понимание ответственных государственных органов о необходимости финансирования украинской армии на достойном уровне».
По его словам, украинский оборонный бюджет на этот год составляет около 1% от ВВП, и «этот показатель является наименьшим не только в Европе, а возможно, и в мире».
Военачальник посетовал, что «в бюджетных предложениях на 2009 год закладывается еще меньшая сумма военных расходов — 0,85% от ВВП», хотя требуется никак не менее 2,5-3%. А сторонники президента Украины Виктора Ющенко обвинили правительство Юлии Тимошенко в саботировании выделения финансов для модернизации украинской армии. (Впрочем, здесь давно уже все вопросы жизни страны, включая и военную сферу, стали разменной политической монетой в борьбе кланов за то, чтобы доказать «маленьким украинцам», кто из «больших» больше их любит и заботится о них.)
Озадачиваясь и критикуя милитаризацию российского бюджета на 2009-й и последующие годы, мало кто на Западе догадался (впрочем, им это, видимо, и не надо) сравнить, например, военные бюджеты России и США. Ведь расходы на военные цели в США более чем в 10 раз выше, чем в РФ: они превышают $600 млрд в год. Это – половина (!) от всех военных расходов в мире. При этом армия США превышает российскую всего приблизительно на 400 тыс. человек (по некоторым данным, соответственно, 1 млн 400 тыс. и миллион).
А ведь мало кто в мире также задумывается о том, что еще каких-нибудь лет десять-двенадцать назад весь бюджет России, включая военный, составлял всего-то $25-40 млрд. Впрочем, похоже, в последнее время, избавляясь от комплекса во всем виноватой, Россия все меньше заботится о том, а что же там о ней скажут на Западе.
Алла Ярошинская